Почему мы боимся идти к врачу?

 В очередном выпуске мы поговорим о стрессах медицинских..
Поводом   для  этого  разговора  послужил  ряд  писем  наших
читателей,  объединенных  общей  темой:  "Не  хочу:  идти  к
врачу".  По  существу,  в  них  звучит один и тот же вопрос:
"Нужно  идти к врачу - но не могу себя заставить, боюсь. Что
делать,  как  преодолеть  страх?"  Причина  подобных проблем
очевидна   -   это   медицинский   стресс.   Иными  словами,
переживания  человека  не  столько по поводу имеющегося (или
предполагаемого) заболевания, сколько по поводу вынужденного
соприкосновения  с  медициной  -  общения  с  медперсоналом,
прохождения  диагностических и лечебных процедур. В подобной
стрессовой   ситуации,   когда  недомогание  заставляет  нас
обратиться к врачу, мы порой не делаем этого, сопротивляемся
неотложной  необходимости  в  силу  психологических причин -
нежелания, страха, невозможности преодолеть себя.
   Как  правило,  жертвы медицинского стресса, откладывающие
посещение  лечебного  учреждения  "в долгий ящик", осознают,
что  поступают  неразумно,  Ведь  те  причины,  которые  они
называют   для   самооправдания,   связаны   с   нелогичными
опасениями  и  необоснованными страхами:  "Боюсь, что у меня
найдут    неизлечимую  болезнь...  боюсь,   что   скажут   о
необходимости срочной операции... с детства боюсь больницы..
как подумаю,  что будут  делать укол, бросает в дрожь..."  и
т.д. Мысли же о неспособности  преодолеть свой страх, вместе
с пониманием  того,   что   промедление  чревато  дальнейшим
ухудшением  здоровья,  создают  своего  рода психологические
"ножницы":  и  то  плохо, и это плохо. Тем самым нагнетается
дополнительная   эмоциональная   напряженность,   в  поисках
избавления   от  которой  люди  порой  совершают  еще  более
нерациональные  поступки  -  обращаются  к  псевдоцелителям,
пользуются      по      рекомендации      знакомых     якобы
"чудодейственными",   а   на  самом  деле  -  непроверенными
рецептами  самолечения  (ошибочно  связываемыми  с  народной
медициной).  И  самое главное, продолжают терять драгоценное
время, запускают свою болезнь.
   Подобная    ситуация   известна   многим   читателям   не
понаслышке. Новым может явиться понимание того, что подобные
проблемы   для   взрослого   человека   представляют   собой
своеобразные  "пережитки  детства". Это именно то понимание,
которое  помогает  по-новому  взглянуть  на  ситуацию,  дает
человеку  возможности  для  сознательного  совладания с ней.
Дело  в  том,  что  нежелание идти к врачу, попытка всячески
оттянуть  этот  момент  под  любым благовидным предлогом или
воспользоваться  для  оправдания  такого  нежелания  реально
имеющими  место  обстоятельствами  ("сейчас некогда, срочная
работа...   вот   отмечу   юбилей,  тогда...  вот  съезжу  в
командировку...  когда закончу ремонт в квартире...  сначала
завершу садовые дела, выкопаю картошку...")-все это является
как  бы  "эхом"  детского  опыта. "Эхом" в том смысле, что в
основе  подобного  сопротивления  практически  всегда  лежит
отрицательный   опыт  общения  с  медиками  в  самом  раннем
детстве, даже если сознательно человек этого не помнит.
   В  самом  деле,  уже  первое  общение с человеком в белом
халате (врачом, акушеркой), который встречает новорожденного
ребенка  и отнимает его от мамы, психологически травматично.
Эта фигура в памяти ребенка остается навсегда (хотя взрослый
человек не может вспомнить ее сознательно) и ассоциируется с
тем  дискомфортом,  который  ребенок  испытывает  в процессе
рождения  -  так  называемой психологической родовой травмой
(О.Ранк).  Впоследствии  же  на этот собирательный образ - в
реальной жизни олицетворяемый любым медработником, с которым
мы  сталкиваемся  в  процессе выполнения им профессиональных
обязанностей,  -  подсознательно  как бы переносится вина за
испытанные   ребенком   страдания.   Именно   первоначальная
психологическая    травма    рождения   трансформируется   в
дальнейшем    у    взрослого   человека   в   универсальную,
экзистенциальную   проблему   -   страх  смерти  и  болезни.
Остальные причины - будь то уже сознательный опыт, в котором
общение  с врачом ассоциируется с болезнью, или боязнь того,
что  это общение откроет для себя самого информацию, которую
человек  опасается  и  сознательно не хочет воспринимать ("а
вдруг  окажется,  что у меня неизлечимая болезнь... лучше об
этом  не  знать..."),  или  опыт  столкновения  с  болезнями
близких людей и поведением медиков в этой ситуации, когда мы
также вольно или невольно переносим на них вину за страдания
наших близких - уже вторичны.
   Поэтому  нежелание  обращаться  к  врачу  есть  у каждого
человека (включая самих врачей). Слишком критиковать себя за
это  не  стоит,  хотя и оправданием собственного бездействия
это  служить  ни  в  коем  случае  не  должно. Как всегда, в
человеке  борются противоположности. И точно так же, как и в
известном законе физики - "действие равно противодействию" -
давление  одной  из  них  вызывает  отпор со стороны другой.
Давление  проявляется  в самообвинительных мыслях, отпор - в
нежелании  произвести реальные действия, в их саботировании.
И  чем больше одна "половинка" нашей личности (родительская)
критикует  другую  (детскую)  за  неправильное  поведение  и
беспричинные  страхи,  тем  больше эта вторая защищается. Но
защищается  по-детски, наивно и нелогично, с помощью детских
способов  психологической  защиты: забыть на время обо всем,
что   связано  с  болезнями  и  физическими  страданиями,  и
стараться  как  можно  дольше не делать того, что неприятно.
Отгородиться  от реальной жизни с помощью фантазий и иллюзий
-  как будто бы отказ думать о проблеме и представляет собой
ее решение...
   Особенно  актуальна  проблема  медицинского  стресса  для
детей,  у  которых  при общении с медиками нередко возникает
страх  медицинских  процедур.  В  моменты  стресса у ребенка
мгновенно  вырабатываются  условные  рефлексы  на окружающую
обстановку, которые впоследствии автоматически срабатывают в
похожей  обстановке.  Пример  из  жизни: случай с ребенком в
возрасте  около  года.  Как  известно, дети раннего возраста
должны  регулярно  наблюдаться  в  детской  консультации. Во
время  очередного  профилактического осмотра при взвешивании
ребенка со стены упал расположенный над весами бактерицидный
светильник.   Ребенок   не  получил  физической  травмы,  но
возникла   травма   психологическая:   он   стал  так  бурно
реагировать   на   обстановку   медицинского  кабинета,  что
дальнейшее посещение педиатра стало попросту невозможным.
   Каков  же  рецепт  защиты  от медицинского стресса? Нужно
найти   тот   компромисс,  ту  "золотую  середину",  которая
позволит  по-новому, более спокойно посмотреть на ситуацию и
разрешить возникшую проблему. Помня о том, что "медицинский"
страх  является  всего  лишь отголоском детских переживаний,
нужно  отнестись  к этому спокойно, как к чему-то само собой
разумеющемуся,  и  страх  пройдет.  Важнейшую  роль при этом
играет  метод  лечебно-психологической  "игры"  -  мысленной
репетиции  предстоящих  стрессовых  событий.  Предварительно
приведя  нервную систему в "нейтральное" состояние с помощью
мышечного   расслабления  и  успокаивающего  дыхания,  нужно
мысленно   "отрепетировать"  свое  поведение  в  предстоящей
ситуации,  и  тогда  в реальных обстоятельствах все сложится
благополучно.
   Для  помощи  детям  подход  тот же. Просто проводится эта
помощь  в  несколько  другой форме - занимательной, игровой.
Игровые  занятия  с  психологом, "игра в больницу", рисунки,
отражающие  переживания  ребенка, помогают успокоить детские
страхи.