Как справиться со стрессом

Несмотря   на  то,  что  проблема  стрессов,  если  можно  так  выразиться,
круглогодична,  некоторые  стрессы  явно тяготеют к определенным сезонам. И
осенью  почта все чаще приносит письма, в которых читатели задают вопросы о
стрессах  у детей, связанных с учебой в школе. Приведем типичный случай:

"В этом году мой сын пошел в первый класс. Прошло два месяца, и его как будто
подменили.   Вместо  прежней  жизнерадостности  -  обидчивость,  постоянная
плаксивость.  Ребенок из послушного превратился строптивого и капризного, а
когда нужно утром собираться в школу, особенно после выходных, дело доходит
буквально  до  истерик.  Домашние  задания делаем также через "не хочу", со
скандалами,  засиживаясь  до  поздней ночи. И что меня особенно беспокоит -
ребенок  стал  вялым, плохо ест, спит беспокойно. Мы были у педиатра, сдали
все  анализы,  которые  были  назначены,  но  никаких  отклонений  в них не
обнаружилось.  Доктор  говорит, что все это из-за стресса. Объясните, может
ли так быть на самом деле? Неужели во всем виновата школа?"

Действительно, все описанные расстройства у ребенка могут быть проявлениями
стресса.   И   здесь   важно   упомянуть  об  ошибочности  распространенных
представлений  о  беззаботном  и  безоблачном  "золотом  детстве",  еще  не
омраченном  проблемами  будущей  взрослой  жизни. На самом деле, стрессов у
детей  ничуть  не  меньше,  чем  у  взрослых,  просто  и причины, и внешние
проявления   их  иные.  Известно  выражение  зарубежных  психологов:  "Быть
ребенком  - значит испытывать стресс". С этой точки зрения, быть ребенком в
школе  -  значит  испытывать стресс вдвойне. В ряду всевозможных стрессов у
ребенка  именно  школьный  стресс,  когда  не только обучение, но даже само
пребывание  в школе ложится тяжелым грузом на детские плечи, является одним
из  наиболее  частых.  И  это  не  только проблема переживаний из-за плохих
отметок,  но,  что  гораздо  серьезнее,  проблема  для здоровья школьника в
целом.
   Школьные стрессы  имеют  два возрастных "всплеска".  Первый из них - это
младшие  классы,  особенно  первый  год  учебы,  когда  основной  проблемой
является  привыкание  (адаптация)  к  учебным нагрузкам и школьному режиму.
Второй  пик  стрессов  наблюдается в подростково-юношеском возрасте,  когда
проблемы   связаны  уже  не  только  и  не  столько  с  учебой,  сколько  с
самоутверждением,  поиском своего места в жизни, новым характером отношений
со сверстниками.
   Бурные проявления стрессов  у первоклассников,  нарушения их адаптации к
школе  могут  быть  связаны  с  рядом  причин.  Во-первых,  это особенности
характера  ребенка  и  его  воспитания  в семье. Особенно трудно приходится
впечатлительным, застенчивым детям, не посещавшим дошкольные учреждения или
крайне  привязанным  к матери. Во-вторых, неблагополучие со стороны нервной
системы  -  последствия перенесенных заболеваний или проблем при рождении -
приводящее  к  ее  истощению  (астенизации),  повышенной  утомляемости  при
учебных   нагрузках.   (На   этом  фоне  возможно  также  обострение  самых
разнообразных  хронических заболеваний, имевшихся ранее). В-третьих, особые
образовательные   потребности   и  нестандартное  мышление,  когда  ребенок
справляется с заданиями не так, как большинство учеников в классе.
   Как утверждает современная медицинская  психология,  важнейшей  причиной
многочисленных  стрессов  и  проблем  со  здоровьем  служит  несоответствие
природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни.
Пожалуй,  наиболее ярко это проявляется именно в развитии школьного стресса
у  учеников  младших  классов.  Дело  в  том,  что  у ребенка дошкольного и
младшего  школьного  возраста  более  активно  правое  полушарие мозга, его
правая  "половинка",  связанная  с наглядно-образным мышлением, целостным и
детски-непосредственным   восприятием   мира,   а   также  способностями  к
художественному  творчеству.  Обучение  же ребенка чтению и письму, решение
математических  задач, а также ориентированное на логику запоминание цифр и
фактов  связано  с  преимущественной активностью другой "половинки" мозга -
левого  полушария,  отвечающего  за  словесно-логическое мышление. Подобная
односторонняя  перегрузка  детского мозга влияет на его развитие, приводя к
нарушению  взаимоотношений  полушарий  друг  с  другом,  что в свою очередь
предрасполагает  к  возникновению  как  нервно-психических,  так и телесных
(психосоматических) расстройств.
   Как предупредить школьные стрессы у первоклассников или хотя бы смягчить
их проявления?  Помимо эмоциональной поддержки  в семье и заблаговременного
приучения  ребенка  к  правильному режиму учебных занятий, необходимо также
прививать   ему   навыки   повседневной  психогигиены.  Последние  включают
психолого-коррекционные   упражнения,   гармонизирующие  состояние  нервной
системы,  уравновешивающие  баланс  активности  полушарий  мозга.  Наиболее
показательным  в  этом  плане  является  поистине  универсальное упражнение
"Дыхание  через  ладони",   о  котором  мы  уже  писали  ранее как о методе
психологической  "скорой помощи" ("Будь здоров - не болей!" за апрель этого
года).  Оно  представляет собой сочетание успокаивающего брюшного дыхания с
наблюдением  за ощущениями в руках (ладони при этом расположены параллельно
друг  другу на расстоянии 0,5-1 см). Целью упражнения является выравнивание
асимметрии   ощущений   в   правой  и  левой  кисти  (связанных  с  разными
"половинками"  мозга),   вызванной  состоянием  стресса  или  утомления при
умственной  работе; при этом нервная система как бы переключается в особое,
природно-естественное  состояние. Вначале упражнение осваивается ребенком с
помощью  родителей - для этого необходимо превратить его в совместную игру.
В  дальнейшем  ребенок  приучается  выполнять  его  самостоятельно,  по 2-3
минуты,  заполняя  короткие  перерывы  между  учебными  занятиями,  которые
необходимо устраивать каждые 30-40 минут.