Душевно »
Как справиться со стрессом
Несмотря на то, что проблема стрессов, если можно так выразиться,
круглогодична, некоторые стрессы явно тяготеют к определенным сезонам. И
осенью почта все чаще приносит письма, в которых читатели задают вопросы о
стрессах у детей, связанных с учебой в школе. Приведем типичный случай:
"В этом году мой сын пошел в первый класс. Прошло два месяца, и его как будто
подменили. Вместо прежней жизнерадостности - обидчивость, постоянная
плаксивость. Ребенок из послушного превратился строптивого и капризного, а
когда нужно утром собираться в школу, особенно после выходных, дело доходит
буквально до истерик. Домашние задания делаем также через "не хочу", со
скандалами, засиживаясь до поздней ночи. И что меня особенно беспокоит -
ребенок стал вялым, плохо ест, спит беспокойно. Мы были у педиатра, сдали
все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений в них не
обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса. Объясните, может
ли так быть на самом деле? Неужели во всем виновата школа?"
Действительно, все описанные расстройства у ребенка могут быть проявлениями
стресса. И здесь важно упомянуть об ошибочности распространенных
представлений о беззаботном и безоблачном "золотом детстве", еще не
омраченном проблемами будущей взрослой жизни. На самом деле, стрессов у
детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто и причины, и внешние
проявления их иные. Известно выражение зарубежных психологов: "Быть
ребенком - значит испытывать стресс". С этой точки зрения, быть ребенком в
школе - значит испытывать стресс вдвойне. В ряду всевозможных стрессов у
ребенка именно школьный стресс, когда не только обучение, но даже само
пребывание в школе ложится тяжелым грузом на детские плечи, является одним
из наиболее частых. И это не только проблема переживаний из-за плохих
отметок, но, что гораздо серьезнее, проблема для здоровья школьника в
целом.
Школьные стрессы имеют два возрастных "всплеска". Первый из них - это
младшие классы, особенно первый год учебы, когда основной проблемой
является привыкание (адаптация) к учебным нагрузкам и школьному режиму.
Второй пик стрессов наблюдается в подростково-юношеском возрасте, когда
проблемы связаны уже не только и не столько с учебой, сколько с
самоутверждением, поиском своего места в жизни, новым характером отношений
со сверстниками.
Бурные проявления стрессов у первоклассников, нарушения их адаптации к
школе могут быть связаны с рядом причин. Во-первых, это особенности
характера ребенка и его воспитания в семье. Особенно трудно приходится
впечатлительным, застенчивым детям, не посещавшим дошкольные учреждения или
крайне привязанным к матери. Во-вторых, неблагополучие со стороны нервной
системы - последствия перенесенных заболеваний или проблем при рождении -
приводящее к ее истощению (астенизации), повышенной утомляемости при
учебных нагрузках. (На этом фоне возможно также обострение самых
разнообразных хронических заболеваний, имевшихся ранее). В-третьих, особые
образовательные потребности и нестандартное мышление, когда ребенок
справляется с заданиями не так, как большинство учеников в классе.
Как утверждает современная медицинская психология, важнейшей причиной
многочисленных стрессов и проблем со здоровьем служит несоответствие
природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни.
Пожалуй, наиболее ярко это проявляется именно в развитии школьного стресса
у учеников младших классов. Дело в том, что у ребенка дошкольного и
младшего школьного возраста более активно правое полушарие мозга, его
правая "половинка", связанная с наглядно-образным мышлением, целостным и
детски-непосредственным восприятием мира, а также способностями к
художественному творчеству. Обучение же ребенка чтению и письму, решение
математических задач, а также ориентированное на логику запоминание цифр и
фактов связано с преимущественной активностью другой "половинки" мозга -
левого полушария, отвечающего за словесно-логическое мышление. Подобная
односторонняя перегрузка детского мозга влияет на его развитие, приводя к
нарушению взаимоотношений полушарий друг с другом, что в свою очередь
предрасполагает к возникновению как нервно-психических, так и телесных
(психосоматических) расстройств.
Как предупредить школьные стрессы у первоклассников или хотя бы смягчить
их проявления? Помимо эмоциональной поддержки в семье и заблаговременного
приучения ребенка к правильному режиму учебных занятий, необходимо также
прививать ему навыки повседневной психогигиены. Последние включают
психолого-коррекционные упражнения, гармонизирующие состояние нервной
системы, уравновешивающие баланс активности полушарий мозга. Наиболее
показательным в этом плане является поистине универсальное упражнение
"Дыхание через ладони", о котором мы уже писали ранее как о методе
психологической "скорой помощи" ("Будь здоров - не болей!" за апрель этого
года). Оно представляет собой сочетание успокаивающего брюшного дыхания с
наблюдением за ощущениями в руках (ладони при этом расположены параллельно
друг другу на расстоянии 0,5-1 см). Целью упражнения является выравнивание
асимметрии ощущений в правой и левой кисти (связанных с разными
"половинками" мозга), вызванной состоянием стресса или утомления при
умственной работе; при этом нервная система как бы переключается в особое,
природно-естественное состояние. Вначале упражнение осваивается ребенком с
помощью родителей - для этого необходимо превратить его в совместную игру.
В дальнейшем ребенок приучается выполнять его самостоятельно, по 2-3
минуты, заполняя короткие перерывы между учебными занятиями, которые
необходимо устраивать каждые 30-40 минут.