"Отравитель умов" и ...людей
или
Кто отравил Ющенко? Березовский!
Похоже, что те струны, на которых играли великие политические
пиарщики и саморекламщики - будь то Людовик XIV, Гитлер или
Дж.Кеннеди - не претерпели никаких изменений на протяжении
столетий. Талантливые манипуляторы еще 2 тысячи лет назад хорошо
знали о том, что существует тема, на которую народ реагирует
автоматически, помимо собственной воли (подобно известной собаке
Павлова). Гениальную инсценировку в рамках классических канонов
политического пиара мы можем наблюдать в последние дни - это
история отравления скандально известного кандидата в Президенты
Украины Виктора Ющенко.
История с отравлением Ющенко вызвала неподдельное любопытство.
Ведущие мировые телеканалы мгновенно превратили Ющенко в героя, а
его соперника и других подозреваемых - в негодяев.
Психологически реализуется простая схема "жертва -
преследователь". История превращается в реалити-шоу с участием
жен, детей и врачей. Подключаются современные технологии
завуалированного воздействия на психику зрителей через сравнение,
как в детской игре "найди 10 отличий". Сутками в эту игру
включаются телезрители, всматривающиеся в черты лица героя "до" и
после" отравления.
Достаточно сказать, что уже в течение недели история с
отравлением является первой новостью на ВВС. Причем любые ответы
на вопрос, кто отравил, когда и как, вызывают еще больше вопросов
- а соответственно, и любопытства. Разумные доводы, которые робко
раздаются со стороны неангажированной прессы по поводу
инсценировки скандала для привлечения внимания к личным,
человеческим проблемам Ющенко в противовес политическим, не
слышны.
Покушение как раз и является одной из самых эффективных тем -
раздражителей, которые заставляют человека автоматически
реагировать на уровне рефлексов. Достаточно вспомнить, что эта
тема является излюбленной для великого пиарщика и "отравителя
умов" Бориса Березовского (о связи которого с Ющенко писалось
неоднократно и который таким образом мог помочь или "подсказать"
своему протеже в привлечении внимания публики). В 1994 году ему
действительно пришлось пережить покушение самому. Во время этого
инцидента он приобрел неоценимый опыт и все дальнейшие покушения
как на него, так и на его подопечных были тщательно
спланированными рекламными акциями.
Покушения, связанные с именем Березовского, можно
классифицировать на 2 основные группы. Это покушения на самого
олигарха и на тех, кого он пиарит. Причем эти истории никак не
страдают от того, что они похожи одна на другую. Ведь покушение -
это беспроигрышный PR-ход, который вызывает неподдельное
любопытство, так как лежит в области излюбленного публикой
криминального жанра.
Итак, о покушениях первого типа. Самое первое ("учебное")
покушение на Березовского - взрыв во время криминальных разборок
"ЛогоВАЗа" с другими московскими автодилерами. Второе, уже
"рекламное" - в 1998 году, когда подполковник ФСБ Александр
Литвиненко и несколько его коллег объявили о том, что им поручено
убить Березовского. По мнению осведомленных наблюдателей
(П.Хлебников), план ФСБ по устранению БАБа - чистый вымысел. Из
свежих - якобы попытка убить Березовского российскими
спецслужбами, предотвращенная доблестными сотрудниками Скотланд-
Ярда в 2003 г.
Покушения второго типа - запутанный скандал с кандидатом в
Президенты России И. Рыбкиным, таинственно исчезнувшим и не менее
таинственно "всплывшим" в Киеве в феврале 2004 года. Того же рода
- покушение на А.Закаева, когда бросили бомбу в его квартиру в
Лондоне (2004 год). Теперь настала очередь Ющенко.
Несмотря на то, что при этом сам олигарх никак не присутствует
в информационном поле, фактически между ним и СМИ подписан
негласный договор, поскольку благодаря подобным скандалам рейтинг
СМИ вырастает до рейтинга популярных мыльных опер. Репутация
самого олигарха, который режиссирует мировую пьесу за кулисами,
тоже поднимается.
Не секрет, что основной "фишкой" в данном скандале является
страх. А страх - это товар, на котором зарабатывают миллиарды.
Ведь люди боятся смерти, и страх смерти превалирует над
остальными страхами. И именно этот страх хладнокровно
эксплуатируется ради манипуляции большими массами людей,
именуемых избирателями.