Когда Россия поумнеет

Когда Россия поумнеет
или
Размышления психиатра о смене поколений


    Приходится констатировать: социальные болезни нашего общества прогрессируют. И принимают характер добровольного сумасшествия.
    Неблагополучие современной российской жизни, избыток стрессов, социальная неустроенность большинства населения, подогреваемая неопределенностью прошлого и неуверенностью в завтрашнем дне, неизбежно приводят к росту психических расстройств в масштабах общества. Но дело не только в росте количества обычных душевнобольных. Похоже, что ведущей становится своеобразная душевная болезнь, не входящая в перечень медицинских диагнозов, которая постепенно перерастает рамки медицины и становится болезнью российского общества в целом. В нем все более явственно проступают признаки психического расстройства, именуемого <политической шизофренией> (подробно см. здесь).
    Один из главных ее симптомов - психологическое <расщепление>, когда человек говорит не то, что считает правильным... делает не то, что считает нужным... и в конце концов голосует <за>, хотя на самом деле он - <против>. Проще говоря, живет <как все>. А значит, живет в атмосфере самообмана, для очистки совести прикрываясь известными формулами самооправдания, будь то <все равно ничего не изменишь> или <от меня ничего не зависит>. По сути, это бегство человека от гражданской зрелости и от моральной ответственности. Бегство от самого себя, которое Э.Фромм назвал <бегством от свободы>. Люди отказываются думать самостоятельно и ждут, чего им укажут сверху. Ждут, что кто-то придет и решит их проблемы.
    С одной стороны, подобное душевное расстройство имеет давние традиции и уходит корнями вглубь отечественной истории. Быть может, оно даже заложено в основу российской ментальности. Свидетельство тому - сакраментальные образцы народной мудрости, квинтэссенция подобострастного конформизма: <Плетью обуха не перешибешь...>, <Всяк сверчок знай свой шесток>, и наконец, <С волками жить - по-волчьи выть>. (Как тут не вспомнить героев классической русской литературы - чеховских человека-<хамелеона> и <человека в футляре>, а заодно и щедринского <премудрого пескаря>, влачащих существование по принципу: <Как бы чего не вышло>.) С другой же стороны, в наше <судьбоносное> время эта душевная болезнь проявляется по-новому, весьма своеобразно (как говорят медики, претерпевает <патоморфоз>).
    Подобное навязанное, косвенно внушенное (индуцированное) <добровольное сумасшествие> сродни памятному <двоемыслию> по Дж.Оруэллу (вспомним его роман-антиутопию <1984>, написанный в 30-е годы). Это уже было в российской истории. Однако, как известно, история повторяется дважды: первый раз - в виде трагедии (тоталитарное общество прошлого века), второй раз - в виде фарса (в наши дни). Жесткий и безжалостный контроль над умами граждан, когда <двоемыслие> было средством самосохранения, физического выживания, сменился псевдо-демократией, когда <двоемыслие> насаждается искусственно. Насаждается с помощью обмана общественного мнения в СМИ, с помощью массового <промывания мозгов>. В отсутствие якобы официальной цензуры (а на самом деле - отсутствие элементарного общественного контроля) это происходит сплошь и рядом, особенно в сфере культуры. Культуры, которая становится на деле псевдокультурой. Знаменуя тем самым переход к периоду упадка массовой культуры, снижения качества образования (высоким уровнем которого в былые годы наша страна заслуженно гордилась) и широкомасштабного <оболванивания> населения.
    Двоемыслие и шизофренический раскол мозгов поддерживается сверху вниз, по вертикали. Когда говорится одно, а делается, как обычно, другое. Иногда просто по заведенному в дурдоме распорядку (как сказал когда-то мудрый человековед ЧВС, "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".) Но чаще - нарочно. Говорят, что не будут банкротить - а налоги и штрафы выкатывают безразмерные. Говорят, что нет банковского кризиса - а народ уже знает, что нужно скорее бежать и снимать со счетов свои кровные. А не то придется снимать со счетов последние надежды. Если они еще остались. Потому что веры уж точно больше нет. А любви испокон веку не бывало - уж что-что, а власть нашу народ не любил со времен приснопамятного царя Гороха. Правда, власть с тех же времен заявляла о своей к народу горячей любви - ибо имела все, что хотела.
    Эта душевная болезнь - <добровольное сумасшествие> - проникает во все уголки нашей жизни. И не случайно: видимо, те, кому это на руку, кто использует душевную нищету масс как инструмент достижения власти и богатства, специально подогревают в обществе подобные настроения. Во всех сферах общественной жизни: и в политике, и в средствах массовой информации, и в области культуры, особенно в <индустрии развлечений>. О политике уже много сказано и без нас, поэтому сосредоточимся на СМИ и культуре.
    <Бегство от свободы> сегодня бывает не только добровольным, но и вынужденным. Это касается <бегства> от свободы слова, которая становится виртуальной (во всех смыслах). Народу не говорят правду. Допускается, оговоримся, <дозированная> правда в СМИ, когда порой всплывают поистине вопиющие факты несправедливости, беззакония, произвола. Но: все это тоже делается в чьих-то интересах, все куплено. Оптом и в розницу, <джинсой> и <пакетом>.
    Говоря о <двоемыслии> как о социальной болезни, нужно различать <естественное> и <искусственное> двоемыслие, навязанное путем обмана и манипуляций. Если во времена <естественного двоемыслия>, в эпоху приснопамятного <культа личности> мыслящая часть населения все же понимала, что на самом деле является правдой. В наши же дни на фоне полной потери духовных ориентиров люди с готовностью принимают за правду всякого рода ложь и фальсификацию. Теряет справедливость народная мудрость: <Единожды солгавшему - кто же поверит>. Верят! За неимением лучшего.
    Отечественные СМИ сегодня действительно освещают жизнь страны <от Москвы до самых до окраин>: все той же Москвы. Журналисты - представители привилегированной профессии, которые ходят <в народ>, как на экскурсию. Единственное, что привлекает их внимание и что по их мнению может <завлечь> публику - это очередные громкие скандалы (неважно, в политике, в бизнесе, в искусстве или в частной жизни <звезд>), которыми они и <кормят> зрителей/слушателей/читателей. (Согласно циничному принципу профессиональной тусовки: <Пипл все схавает>). Особенно это заметно на ТВ, которое становится сплошной <мыльной оперой>, созданной умелыми специалистами для того, чтобы завлечь зрителей фантазиями придуманной жизни и отвлечь их от проблем жизни реальной.
    Средства массовой информации, особенно электронные, превращаются в политический театр, в котором зрители - избиратели. И когда известные политики появляются на телеэкране - это напоминает передачу <Сам себе режиссер>. В которой действующие лица, они же исполнители, сами снимают про себя сюжеты, выступая в главной роли, и сами же себя хвалят. Но эти роли публике уже приелись, зритель от них устал и артисты напрасно ждут аплодисментов. (Видимо, в перспективе отечественные политические шоу переходят в передачу <Сам себе зритель>.) Официальные же события освещаются по принципу: <Нет ПОРОКОВ в своем отечестве> (и конечно, во власти).
    В области культуры <добровольное сумасшествие> культивируется с помощью демонстративного навязывания людям неестественного, а порой и граничащего с явной психопатологией образцов поведения. Рупором подобных настроений становится: современное искусство. Массу примеров можно найти в литературе (впрочем, это отдельная тема) и на том же многострадальном, но маловыразительном телевидении. Но наиболее наглядно это отражается в шоу-бизнесе.
    Здесь происходит "зомбирование" публики, навязывание образцов для подражания, достойных пристального внимания психиатров. Впрочем, об этом мы уже писали в новостях дурдома
  
    Почему мы уделяем столь серьезное внимание таким, казалось бы, несерьезным вопросам, как музыка, как молодежная культура? На наш взгляд, это более чем серьезно. Это на самом деле не что иное, как передний край борьбы - борьбы идей. Это борьба за умы и души сегодняшней молодежи.
    При анализе текущей ситуации в обществе на память приходит не что иное, как история семидесятилетней давности, хорошо известная советской(!) интеллигенции из незабвенного <Краткого курса истории ВКП(б)>. Тогда, в конце 20-х годов, в партии большевиков началась борьба за власть между Сталиным и Троцким, в которой, как известно, победил Сталин. Это стало возможно потому, что за 8-10 лет, прошедших после революции, ушли старые партийцы, для которых Троцкий был вождем (или по крайней мере авторитетом), а Сталин - лишь одним из многих. Пришли молодые, для которых авторитетом был уже новый вождь. Изгнанный за границу, Троцкий пытался обращаться к молодежи (его известные <открытые письма>), но было уже поздно. Т.обр. переворот во власти был связан с естественным законом смены поколений (происходящей в тоталитарном обществе каждые 5-10 лет). Этим Сталин и воспользовался. Молодые пришли во власть и освободили себе места, устранив стариков. Отсюда и <чистки>, и Гулаг. (Та же схема смены поколений работала и в 1917 г., и в 1933, и частично в 1991).
    Нынешнее <вхождение во власть> силовиков - это на самом деле вхождение во власть целого поколения, занявшего все возможные посты по <вертикали> сверху донизу. Но - пройдет еще лет 10-15 (быть может, и меньше), и новые претенденты, молодые и честолюбивые - действительно <новые русские>, или <новые молодые> - захотят эти места занять. Для этого им нужно будет отодвинуть от <кормила власти> все монополизировавшее его поколение. Эти <новые молодые> - те, кому сейчас 18-20 лет, чье мировоззрение сформировалось еще далеко не полностью. Те, которые отчаянно пытаются найти в нынешнем духовном вакууме, нащупать в потемках собственную идеологию.
    А это, как мы понимаем, очень непросто. Ведь сегодняшней жизни у россиян вопросов больше, чем ответов. На что может опереться сегодня молодежь? На советы старших? Да, у людей зрелого возраста больше жизненный опыт - но их представления о жизни связаны с прошлым: а как сказал еще классик, <в карете прошлого далеко не уедешь>. Сегодня жизнь меняется так быстро, что не м служить в ней достаточно надежным ориентиром. И молодежь неизбежно вынуждена выбирать свой собственный путь. Рекламе - в том числе и политической - они уже научились не верить. Книги - читают, но мало. Интернет - да, конечно: но как сориентироваться в этом море информации, не имея компаса в голове? А вот язык музыки - <новой музыки>, музыки молодежных тусовок и дискотек - молодым близок и понятен. <Звезды> эстрады, ставшие властителями их душ, автоматически становятся и властителями дум. И выбирая, <делать жизнь с кого>, молодые люди во многом берут пример именно с эстрадных кумиров.
    Именно здесь, в борьбе за влияние на умы и сердца молодежи, за передачу ей прогрессивных идей, и лежит путь выхода России из тупика. Путь ее действительно свободного развития в направлении подлинно гражданского общества, международного престижа и экономического процветания. В этом - лекарство от сегодняшнего <добровольного сумасшествия>. Лекарство для того, чтобы <прочистить мозги> и стряхнуть с себя информационное давление, наваждение и бред пропаганды. Лекарство от бед и проблем нашей многострадальной страны.

    Дежурный психоаналитик-культобозреватель,
    М.CандоМирский