Как защитить и успокоить детей?

Как защитить и успокоить детей?
Нет терроризму!


   Уважаемый читатели! Сегодняшняя наша тема - чрезвычайная.  Она
не познавательная  и  не  развлекательная.  Потому  что посвящена
общенародной  больной проблеме и продиктована тревогой за будущее
наших  детей.  Слава  богу,  что  ситуация  с  захватом  детей  в
заложники  завершилась.  Но каковы будут последствия перенесенных
ужасов для детской психики? Опыт психологов показывает на примере
бывших  узников фашистских концлагерей, что память о перенесенных
страданиях  сохраняется  десятилетиями. Человек всю жизнь несет в
себе  душевную  болезнь.  Но  этого  не  происходит,  если он был
психологически  подготовлен  (то,  что  называется "прививкой" от
стресса,  или  приемами  саморегуляции,  о которых мы отчасти уже
писали).  Эта  подготовка  может  (и  должна,  по  нашему мнению)
начинаться  буквально  со  школьной  скамьи. Вот почему мы решили
обратиться к читателям (и не только) с открытым письмом.
 
                  Открытое письмо

       ко всем, кто думает о здоровье детей

   Трагические  события  последних  дней,   в   первую   очередь,
бесчеловечный  акт  насилия со стороны террористов, захвативших в
заложники  детей  в  Северной Осетии, а также понимание того, что
отрицать  повторение  подобных  действий  со  стороны террористов
впредь  было  бы самообманом, требует, на наш взгляд, решительных
действий.  Действий  не  только  со  стороны силовых структур, но
также  и  со стороны образовательных учреждений в рамках активных
просветительских мероприятий. В первую очередь, необходимо срочно
включить  в  школьную  программу  предмет "Личная психологическая
безопасность  школьника",  причем - с первого класса. Мы считаем,
что  учебная  программа  должна  содержать  обязательный  раздел:
"Поведение  в экстремальных ситуациях", в том числе - поведение с
террористами  в  случае захвата ими заложников, который, в первую
очередь,    направлен   на   обучение   психологическим   приемам
самообладания и соблюдению принципа: не навреди.
   Существующий  сейчас предмет "Безопасность жизнедеятельности",
во-первых,  преподается  только  в старших классах, во-вторых, не
дает  необходимых  знаний  школьникам  просто  потому,  что  учит
безопасности  в  мирное  время, но сейчас, когда России объявлена
война,   необходима   серьезная  модификация  этой  действительно
жизненно  важной  дисциплины.  Не  нужно быть специалистом, чтобы
понимать,  что последствия для детской психики пережитой трагедии
непредсказуемы,  страхи,  которые,  к сожалению, не исчезают и по
прошествию  восстановительного  периода,  могут  сделать человека
психически  неполноценным  на всю жизнь. Кроме того, образ врага,
который   запечатлевается  в  детском  мозге,  может  привести  к
асоциальным  поступкам,  вызвать  межнациональную и межэтническую
агрессию по отношению к невинным людям.
   С  одной  стороны,  мы понимаем, что нельзя дать универсальных
поведенческих  рецептов  в  экстремальной ситуации, каждая из них
трагически  уникальна,  но  в  тоже  время,  нельзя  игнорировать
достижения современной науки в области психологической защиты. Не
использовать  накопленные  человечеством  опыт  и  знания  -  это
преступление  по  отношению к нашим детям. Сначала мы скрываем от
них,   что  в  России  война,  потом  мы  скрываем  от  них,  что
последствия  перенесенной  трагедии на 90 процентов зависит от их
восприятия  и  готовности максимально обезопасить свой внутренний
мир  в  то  время,  когда  внешние  обстоятельства  неуправляемы.
Давайте  же,  в  конце  концов,  прекратим  игнорировать  принцип
"предупрежден,  значит, вооружен" и заниматься самообманом, что с
нашим конкретным ребенком ничего подобного не случиться не может.
  
   Нужно срочно разработать  школьную  программу,  которая сможет
помочь нашим детям и защитить их в случае опасности!

   Мы обращаемся к читателям  для обсуждения  и  обмена мнениями.
Что, на ваш взгляд,  нужно  научить детей  делать  в чрезвычайной
ситуации - не обязательно с точки зрения  науки, а с точки зрения
простого житейского здравого смысла? 

Размышлениями поделились Доктор Сандомирский и Алла Кечеджан