Марк Сандомирский
Из книги: Почему наша жизнь такая сумасшедшая
И в шутку, и всерьез
В какой пропорции? Вот вопрос...
Как народ сводят с ума -
в смысле, зомибруют и промывают мозги -
при помощи интернета...
Почему Живые Журналы (ЖЖ) отражаются в поисковиках,
как в кривом зеркале.
Правда сетевой ЖЖизни, или ЖЖ на службе отчизне.
ЖЖизм как психиатрический диагноз?
Это странное слово - ЖЖизнь - не опечатка. Это жизнь в том
отражении, которое можно видеть в интернете, в его Живых Журналах
(ЖЖ). Если раньше, по выражению классиков, "зеркалом жизни"
выступали бумажные архивы (вспомним канцелярию города
Cтаргорода :-), то теперь интернет, конкретно - ЖЖ. По идее,
зеркало действительно "живое", по крайней мере неформальное и
непосредственное. Не связанное по рукам и ногам бюрократическими
и канцеляристскими путами, которые душат творчество журналистов.
Ведь в отличие от профессиональных "акул пера", владельцы ЖЖ -
которых можно назвать ЖЖурналистами - пишут по принципу: сам себе
голова... сам себе и райтер, и редактор, и дизайнер, верстальщик.
А критик - публика: чем больше читают, чем больше ЖЖ востребован,
тем более его автор успешен, по крайней мере творчески.
Вот и жуЖЖат многчисленные проЖЖигатели жизни. Или заЖЖигают?
Только вот при всем мнимом равенстве возможностей отнюдь не все
достойные оказываются публике видны и слышны в реальной ЖЖизни.
Вот тут-то и зарыта собака. Не та, которая "интернетная",
собака-@. - а та, которая не устраивает официальные СМИ,
решившие подчинить своему давящему и душащему контролю еще и ЖЖ.
Превратить их в МЖ - "Мертвые" Журналы. Или по крайней мере,
"Манипулятивные" Журналы. Используя ЖЖ как эффективный и очень
дешевый инструмент манипуляции мнением интеллектуальной
аудитории! Как, каким образом? Для этого нужно использовать
известный в психологии* эффект фигуры и фона. А именно, выпятить
на первый план некоторые, манипулятивно-соглашательские ЖЖ,
сделать их владельцев "фигурами" (порой дутыми...) - а все
остальные ЖЖ сделать "фоном".
Как это возможно? Вспомним слова М. Твена о том, что есть
разные виды лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Теперь к ним
добавилась еще и интернет-статистика. То бишь учет посещаемости
сайтов. Конечно, в этом деле мухлюют многие. Даже "киты"
интернета - так, недавно Google был уличен во лжи и выплачивал
компенсацию рекламодателям за "накрутку" счетчиков рекламных
кликов. По мелочам же, манипулируют массовым сознанием многие
интернет-СМИ. Например, завлекают читателей сенсационными
заголовками статей, имеющими мало общего с их реальным
содержанием.
А вот еще один интернет-иезуитский прием - "структурирование
контента", то бишь дробление информации - так, чтобы давать ее
юзеру по чайной ложке в час... или за клик, как угодно. Например,
некоторые СМИ с многотысячным посещением рекламируют в сети под
видом статей только анонсы, которые и открываются по ссылке. А
чтобы прочитать статью, нужно дернуть за веревочку: простите,
кликнуть еще раз - на этот раз, на ссылку "читать подробнее:" -
вот статья и откроется. Мелочь - но сразу увеличивает статистику
посещений аж в 2 раза!
Впрочем, это общие проблемы интернет-СМИ. В случае же с ЖЖ все
накручено... раскручено... то есть закручено еще гораздо круче.
Видимо, в расчете на круглых... простите, крутых юзеров.
Отныне демократия в интернете** отменяется - и вводится
волюнтаризм! Или монополия на истину и раздачу рейтингов. По
принципу известной героини детской сказки: этому - дала... этому -
дала... А этому - не дала! Сказка, как говоритьтся, ложь - но в
ней намек. Особенно если понимать детскую сказку по-взрослому.
Когда в яндекс-блогосфере вместо реальной статистики посещаемости
вводится некоторый условный "авторитет" ЖЖ, по которым и
выстраивается рейтинг. Прямо скажем - рейтинг дутый. В
соответствии с дутым же авторитетом. На первый взгляд, казалось
бы, все просто: "яндекс-авторитет" - это степень симпатичности
тех или иных блогов для Яндекса, и рейтинга их ядовитости... или
яндексовитости? По принципу "и последние будут первыми".
Нравишься Яндексу? Будешь первым. Не нравишься? Будешь... если
заплатишь.
И вот что еще нужно учесть. При всей пиарошной раздутости темы
ЖЖ - и конкурсы проводятся... и компании учреждаются... и много
чего еще декларируется - серьезных ЖЖ до сих пор у нас, в
"кириллической"*** части интернета еще немного.
В разных блого-каталогах рунетовских ЖЖ - от нескольких сотен
максимум до нескольких тысяч блогов. В этой ситуации манипуляции
"фигура-фон" проходят, как по маслу! Легко быть первым на
деревне - когда эта деревня претендует на то, чтобы быть столицей
российской интернет-сети, И здесь поневоле происходят забавные
вещи, согласно народной мудрости: "Сам себя не похвалишь - кто же
тебя похвалит?" Достаточно кинуть несколько десятков комментариев
на тот или иной ЖЖ ежедневно - вот он уже и выбивается в лидеры
рунета! Хочешь стать популярным? Набери в своей виртуальной
"тусовке" десяток приятелей - и договорись с ними о бартере
комментов. Такие "связки" работают по принципу: "кукушка хвалит
петуха за то, что хвалит он кукушку" Я тебе коммент - ты мне
коммент... Так же, как с сайтами: поставь мою ссылку - я поставлю
твою, вот наш ТИЦ и вырастет - неважно, что мой сайт про бузину в
огороде, а твой - про дядьку в Киеве... Или, как у незабвенного
Аркадия Райкина: "Я тебя уважаю - ты меня уважаешь - вот мы с
тобой и уважаемые люди".
Все это, как говорится, было бы смешно - когда бы не было так
грустно. Ибо наводит на символические и весьма печальные
ассоциации. Ведь все в нашей жизни так перепутано. переплетено с
привычной криминальной идеологией - в том числе, и рейтинги ЖЖ.
Это и создает плодородную почву для манипуляций массовым
сознанием, когда рейтинги ресурсов, как мы уже упоминали,
строятся не по реальной посещаемости или цитируемости (приятное
исключение - Блогус), а по непонятной "авторитетности".
Задумаемся, уважаемые читатели: ведь слово это
многозначительное и весьма двусмысленное. А ну, кто тут в
интернете "авторитеты"? Выходи - разбираться будем, рамсы
разводить! Похоже, что двусмысленность "авторитетов" не случайна.
Так же, как и в криминальном мире: хакеры "в законе" собрались на
сходняк - и поделили территорию. Порешили, значит, между собой,
кто где будет смотрящим: чтобы все было по понятиям. Чтобы на
подотчетной территории за порядком следить да лохов разводить. То
есть конкретных юзеров. И превращать блогосферу в бЛОХосферу.
Полагая, видимо (и притом ничтоже сумняшеся), что у юзеров с
логикой ПЛОХовато. Или что у них вместо логики - лоХика.
Кому это выгодно? Поразмыслим... Во-первых, тем, кто хотел бы
коммерциализировать ЖЖ и превратить их в рекламную площадку. Но
во-вторых, рекламную площадку специфическую - скорее всего, для
агитационно-пропагандистской, социально-политической "рекламы".
Ведь не случайно, а закономерно, что с политико-идеологической
стороны основные "авторитетные" блоги - соглашательские, а не
оппозиционные.
Выводы? Сделайте их сами.
Мы же только повторим слова классика:
Люди! Будьте бдительны! ЖЖ-то голый!
Сплошная в том ЖЖурнале лажа...
Скоро в обиход войдет новое слово: облаЖЖаться, или облLJться
И поступайте, исходя из принципа бдительности, следующим образом:
Прочитал этот текст? Раскажи или перешли другому!
Примечания
* Известный закон восприятия, описанный в гештальт-психологии
(Келер, Коффка)
** Интернет, как известно, изначально - территория демократии,
свободы слова и полета мысли. Идеальная виртуальная модель
гражданского общества. Любой юзер может здесь реально
осуществить свои виртуальные гражданские права, как в
витртуальном государстве. И тем самым использовать свое
неотъемлемое право на свободу доступа к информации. У нас же,
похоже, не только в реальном, но уже и в виртуальном
государстве демократия существует лишь виртуально...
*** Вспомним исторических Кирилла и Мефодия, подаривших
славянским народам письменность. Сегодня у нас "кириллические"
юзеры есть - а где же "мефодические"? Восстановим попранную
историческую справедливость!
Про ЖЖ - в неглиже
Алла Ветрова
чччКомментарии в ЖЖ делятся на много категорий. Первая и самая
популярная - пишу так, чтобы повысить рейтинг своего блога,
вторая (о том же) - сделать себе имя, вызвать к себе интерес,
"наследив" по своей теме, третья - "задружиться" с нужными
людьми, четвертая - насолить (дискредитировать) конкурентов,
реже - "выпустить пар" и спастись от одиночества (компенсирует
недостаток психотерапевтов в обществе:-)
Если почитать комментарии к самым "популярным" блогам, то
большинство из них восходит к первым трем категориям. Качество
комментариев - яркий пример тому, что без специальной раскрутки,
которая требует серьезных ресурсов - человеческих и денежных,
сделать что-либо популярным невозможно. Грамотно "присосавшись" к
почтовому сервису, "Взгляд.ру" быстро раскрутился благодаря сонму
звезд, сенсаций и оплачиваемой аналитике.
При этом рекомендую Вам во избежание постоянного чувства, что
из вас делают идиота, читать только заголовки во "Взгляде",
которые всегда начинаются одинаково: "Ученые предсказали,
рассказали, заявили: дату конца света, о таблетках будущего, об
открытии нового элемента таблицы Менделеева" :-)
Взгляд. ру "устойчиво занимает первые позиции в рейтингах"
Открываем утром рейтинг СМИ и наблюдаем на первом месте сетевую
газету "Взгляд" Грамотно встроенная в мейл, популистскими
заголовками, не имеющими никакого отношения к тому, что внутри -
лишь бы жали (как сказано выше) Бросается в глаза то, что при 40
тысячах посетителей, они почему-то читают всего 2500 тысячи
страниц. Любой хоть раз заглядывающий в рейтинги пользователь
понимает, что страниц или "визитов" в несколько раз больше, чем
посетителей и хостов.
Небольшое лирическое отступление в тему. Разрекламированные
накануне Нового года мультсериал "Umanetto" (читай: Ума нету) по
мотивам сериала "Не родись красивой" принес одни разочарования
зрителям. Вместо остроумного мульта мы получили тупой ремикс с
плоскими шутками и компиляцией из Куваева. Так и хочется
сказать: А при чем здесь Медвед?
Рекламные анонсы "Уманетто" так же далеки от реального
содержания этих неполноценных флешек, как громкие заголовки
Взгляда.ру далеки от содержания этих статей. Угадывается стиль.
Есть идеи, есть деньги, а вот ума?! Нету...
Итак, рейтинги блогов выстраиваются по количеству
комментариев. О качестве думать не приходится. Комментарии" "ты
дурак - сам дурак" - самые распространенные в сети - тоже в счет.
Заумные же и высокоинтеллектуальные комментарии пишут только в
обмен или за... деньги, разумеется.
Поэтому небольшое количество комментариев в некоторых
приличных блогах - сосем не критерий , более того вовсе не
означает, что дневник Пархоменко, например, читают одни дебилы
(комментарии здесь уж очень короткие), дневник Кудрявцева (у
которого в друзьях все тот же набор, а записи дублируют газету
"Коммерсант") комментариев "кот наплакал". И хотя вы можете
возразить, что я сравниваю интеллектуального Кудрявцева и
серьезную бизнес-прессу с популистом Рыковым, который то и дело
спекулирует на "сенсациях" и "псевдосоцопросах", все-таки этот
пример показателен.
Кстати, очередной рыковский проект так и называется
"Sensator", туда стаскиваются новости, которые тянут на
скандалы - как правило, "светская лапша" из всего ЖЖ. Мысль
неплохая, но чьи новости попадают на страницы этого Сенсатора.
Как говорится "Ба, знакомые все лица!" - прикормленные Рыковым
сетевые писатели. Шеф-редактор - Шоладеми :) и пр. Они же -
лауреаты взглядовских конкурсов. Они же (имена) - первые в
Яндексовском рейтинге блогов. Они же - постоянные ньюсмейкеры
"Взгляда.ру" Казалось бы, пресса приносит прессу, слава приносит
славу, но это на Западе, а у нас "рука руку греет".
Понятно, почему у действительно популярных людей нет ни ЖЖ,
никаких других блогов. Они просто заняты делом. Хотя в сети то и
день появляются подделки, а иногда за дневником какой-нибудь
звезды стоит группа литературных рабов, которые за 300 баксов в
месяц аккуратно отвечают на вопросы оголтелых фанатов. Вот почему
так называемы "звездные дневники" без слез читать нельзя. Не
хотите слез? Тогда лучше и не читать вовсе.