СМИ - наше психотронное оружие?

Психотронное оружие ЕСТЬ!
или
Средства массовой дезинформации!


   Пациентов   виртуального   дурдома   давно   волнует   вопрос:
существует  ли  пресловутое <психотронное оружие>? На этот вопрос
наши эксперты-психиатры отвечают уверенно: да, существует. Только
это  не  мифические  <генераторы  пси-излучения>  или <излучатели
торсионных   полей>.   Это  обычные  газеты,  журналы,  радио-  и
телеканалы.
   Кому  это  оружие  нужно и в чьих руках оно находится? Давайте
разберемся.
   Мы   все   как   будто   бы  находимся  в  тонущей  (или  даже
полузатопленной  подлодке).  И имеем все шансы повторить трагедию
<Курска> - на этот раз, в общенародном масштабе. Наша общая лодка
лежит  на  дне  и  в  пробоины, взорванного террористами, корпуса
просачивается  вода.  За  спиной  у  нас  -  ядерный  реактор.  И
положение ухудшается с каждым часом.
   Все  очень  похоже.  С  одним  только  отличием. Большая часть
экипажа  не  догадывается об истинном положении вещей. Продолжает
думать,   что  мы  по-прежнему  движемся  правильным  курсом  под
руководством  опытного  капитана.  То, что атмосфера накаляется и
постепенно  становится  удушающей,  мы  не  замечаем.  То, что от
медленно  накапливающегося  избытка углекислого газа и недостатка
кислорода  у многих членов команды съезжает крыша, списывается на
другие  причины.  И  все  как  будто в порядке: вот только мелкие
случайные  неполадки  становятся  помехами на пути бесперебойного
движения к намеченной цели...
   Почему  же  мы  -  если  не  все, то по крайней мере, многие -
остаемся  глухи и слепы к угрожающей нам реальной опасности? Ведь
мы,  в  отличие  от  настоящей аварийной подлодки, не отрезаны от
внешнего мира. Нас ослепляют и оглушают наши же заклятые друзья -
собственные  СМИ.  Они  же масс-медиа. Они же - ОМП. Но не оружие
массового  поражения  (хотя  чем-то похожи). А еще более важное в
современном  информационном  обществе  Орудие  Массовой  Промывки
мозгов  населения. Орудие власти - для ее собственного сохранения
и укрепления.

Цензурные ножницы

   Посочувствуем  нашим  СМИ.  В  самом  деле, положение их нынче
незавидно:  это  постоянное лавирование между двух  камней, между
Сциллой  и  Харибдой  двух  цензур. Одна - формальная, со стороны
власти.  Другая  -  неформальная,  со стороны читателей. Откроешь
глаза  публике  на  неприглядные стороны нашей действительности -
власть  недовольна.  Замалчиваешь  <неприличные>,  неудобные  для
власти факты - читатель отворачивается.
   Ведь  по  исконной  традиции  российской  интеллигенции  у нас
принято   ругать   власть  (точнее,  тихонько  поругивать,  уютно
расположившись  в кругу приятелей на теплой кухне...) и сваливать
на нее все житейские проблемы.
   Когда-то   подобная  тихая  критика  не  выходила  за  пределы
диссидентских  кружков  и самиздатовских машинописных альманахов.
Во  времена  же  недавние,  с  провозглашением свободы слова, она
бурной  волной  выплеснулась  в  российский  эфир  и  на страницы
крупнейших  отечественных газет. Мы на удивление быстро привыкли,
что  так  оно  и должно быть. Но... времена меняются. И только мы
сами не торопимся меняться вместе с ними. И хотя никто официально
не  отменял  свободу  слова,  но  тем  не  менее  она  исподволь,
незаметно то ли куда-то улетучилась, то ли уплыла в Лету.
   Итог  очевиден. В наши дни провозглашенное классиком: <Не могу
молчать!>  сменяется новым: <Не могу читать!> Особенно официозные
газеты.  Да и смотреть не могу. Особенно самые федеральные каналы
ТВ,  которое  стало  политическим  <лохотроном>. Где дискуссии <в
прямом   эфире>   идут   в   записи.  И  слушать  не  могу  тоже.
ДЕ-политизированные радиостанции. Где на фоне музыкальной окрошки
в  эфир  пробиваются  новости разве что из <светской хроники> (то
бишь  очередных  скандалов, устраиваемых эстрадными звездами) или
спорта.
   Редакционную  политику  многих СМИ можно назвать не иначе, как
лакировкой   действительности   (выражение   Ч.П.Сноу).  То  бишь
загримированным   враньем.   Или  праздным  пустословием.  Говоря
по-русски,    откровенно,   многие   сегодняшние   публикации   и
телепередачи - сплошные понты.
   И это не случайно. Чем больше наше общество дрейфует в сторону
<вертикализации>,   тем   более   явной  становится  свойственная
тоталитарному  обществу тенденция <бегства от свободы> (Э.Фромм).
То  бишь  добровольный  отказ  от свободы. И <бегство> от свободы
слова - в том числе.
   Вот  почему средства массовой информации нередко выступают как
средства  массовой  дезинформации - выполняя <заказ> определенных
групп элиты. Что для нас очевидно. Как они это делают - вот в чем
вопрос.

Кулинарные рецепты СМИ, или промывка мозгов российских граждан

   Когда  невыгодную  для <заказчиков> информацию нельзя скрыть -
как  известно, шила в мешке не утаишь, особенно в век электронных
СМИ и интернета - происходит просто-напросто ее <забалтывание>. В
результате   пустопорожнего   говорения  вокруг  да  около,  даже
как-будто-правдиво-подобного...   человек   теряется   в   потоке
информации,  в  море  слов.  За  деревьями  не  видит леса. Это в
отношении  отдельно  взятого индивида. В  масштабах же общества в
целом   происходит   целенаправленное   затуманивание   массового
сознания.  Очевидная  цель  которого  -  отвлечение от главного и
вместо  этого  переключение  на второстепенное. Говоря по-русски,
<навести  тень на плетень>. Занять сознание масс пустой болтовней
и отвлечь его от вещей поистине серьезных.
   Еще  один  способ  незаметно  подсунуть  народу идеологический
опиум   -   пресыщение   информацией.   Бесконечное   повторение,
муссирование  с  незначительными  вариациями  одних и тех же тем.
Какую  газету  ни  открой,  какую кнопку телевизионного пульта ни
нажми   -  везде  одно  и  то  же.  В  итоге  срабатывает  эффект
<бумеранга>.  Зритель, слушатель, читатель заявляет: <Я ничего не
хочу   БОЛЬШЕ   ЗНАТЬ   об   этом!>   Вспомним  строки  Владимира
Владимировича (не ВВП, а Маяковского):
   Слова у нас,
   До важного самого,
   В привычку входят,
   Ветшают, как платье...
   Кажется,   что   новостной   гардероб,  обветшавший  благодаря
активному <изнашиванию> новостей, у нас настолько разбух, что уже
не помещается в тесный черепной комод.

Непричастному легче казаться умным

   Еще  один из излюбленных инструментов СМИ - опора на авторитет
самопровозглашенных  экспертов.  Есть  у восточных народов мудрая
поговорка:  <Ты  такой  умный, как моя жена потом>. Жена, которая
обвиняет  мужа во всех совместных неудачах. И воспитывает. И учит
уму-разуму:  <Вот  как  НАДО БЫЛО поступить>. (Пользуясь тем, что
несчастный  подкаблучник  и  рта  не  смеет  открыть,  не  то что
ответствовать: <А ТЫ ТОГДА где была, куда смотрела?>) Сопровождая
эпитетами   в  адрес  неудачника:  <Дурачина  ты,  простофиля...>
Впрочем,  последнее уже не из фольклора, а из А.С.Пушкина, из его
бессмертной <Сказки о рыбаке...>. Известной нам с детства истории
о  пожилом  заслуженном  труженике, жена которого, как мы помним,
так  и  осталась  у  разбитого корыта - в результате неадекватной
жизненной позиции, подобной вышеописанной.
   Так  же  и  многие наши СМИ. Которые путают <здесь и сейчас> и
<там  и  тогда>.  Легко  критиковать,  объяснять  чужие ошибки...
Гораздо  легче,  чем  действовать,  находясь  в гуще событий. Чем
принимать ответственность на себя.
   <Если  бы Наполеон поступил так-то и так-то, он бы не потерпел
поражение   при   Ватерлоо...>   Да,   возможно.   С  высоты  дня
сегодняшнего. Но где Наполеон и где мы? Критика ошибок полководца
справедлива  для  военных  историков  и для обучающихся в военных
академиях  будущих  стратегов - если они учатся на чужих ошибках,
ставших   достоянием   истории.   Но  отнюдь  не  может  являться
основанием  для  того,  чтобы  требовать  эксгумации  Наполеона и
проведения  публичной  казни  его  останков  за ущерб, нанесенный
французскому  народу.  То  же  касается  и  ревизии  иных  итогов
истории,  уже  отечественной  (выноса  тела Ленина из мавзолея...
предания  суду  Горбачева  и  Ельцина...  пересмотра  результатов
приватизации  с  конфискацией  имущества  Чубайса...  возвращения
уворованной  американцами  Аляски,  умыкнутого братьями-славянами
Крыма и т.п.)

Ловись, рыбка, в мутной воде

   И  наконец, самый добычливый способ ловли массового сознания -
забрасывание  невода  в мутной воде слухов и провокаций. Здесь мы
имеем  в  виду  изощренную  тактику  СМИ, являющуюся  подражанием
американской.   Подобный  механизм  массовой  промывки  мозгов  и
манипуляции   общественным   мнением,   основанный  на  негласной
координации  деятельности  официозных  (и приближенных к ним) СМИ
описан  Дж.Брайсом.  Его  можно  образно  сравнить  с ловлей рыбы
неводом:  вначале сеть полностью развернута и закидывается в воду
широко  (применительно  к  СМИ,  чтобы  охватить как можно больше
информационное пространство). Затем края ее сближаются, загоняя к
центру  попавшую  в  плен  живность,  все  ближе и ближе... и вот
трепещущая добыча уже вынимается из воды.
   Таким  же  образом  ловят  добычу  и  СМИ.   Вначале создается
видимость  многообразия  точек  зрения,  разноплановость мнений в
разных  изданиях  (невод  для  ловли  мозгов заброшен). Наглядный
пример   подобного   мнимого   разнообразия  приводится  <Русским
журналом>  на  примере  отношения СМИ к трагедии в Беслане. Затем
постепенно  в  процессе  псевдо-дискуссии,  негласно  управляемой
закулисным    дирижером,   крайние   мнения   отбрасываются   или
замалчиваются  (невод сужается). Постепенно альтернативные мнения
приводятся   к   одному,   преобладающему.   Читатель  /  зритель
убеждается:  вот она, настоящая правда! Добытая благодаря свободе
слова,  в  затяжных  изнурительных  интеллектуальных  баталиях. И
здесь  у  человека  неминуемо  срабатывает инстинктивный механизм
следования за большинством, стремления быть, <как все>, и думать,
<как  все>. И - тут-то он и попался. Что и нужно было устроителям
пропагандистской кампании, умелым <промывателям  мозгов>.
   Если  же  какие-то  СМИ выбиваются из стройного хора, из общей
партитуры,   тут   же   раздаются   в   их   адрес   обвинения  в
антипатриотизме, возмущенные возгласы об <информационной войне на
поражение  собственного  народа>. Хотя на деле все наоборот: не о
поражении  надо  говорить,  а  о  прозрении.  Правда  -  то,  что
информационная война, хоть и необъявленная, все-таки идет. Но это
- война власти против собственного народа. Ее скромные полководцы
командуют не полками и дивизиями, а газетами и телеканалами.
   Потому  что,  как справедливо замечает В.Карпенко, <главным из
искусств  современной  психологической  войны  является  промывка
мозгов   противников>  (Россiя,  24.03.2003).  Причем  <промывают
мозги>  нашим гражданам и свои СМИ, и чужие - западные. Раньше, в
приснопамятные  времена  холодной  войны,  <железного занавеса> и
<глушилок>,  термин  <промыв  мозгов> для наших соотечественников
относился  к  вещанию  западных  радиостанций  на  русском  языке
(памятные  до  сих пор <Голос Америки>, <Радио Свобода>). Хотя на
самом  деле  эти  передачи,  с  трудом  пробивавшиеся  на  старых
приемниках  ВЭФ  через  заглушающий шум, во многом открывали наши
глаза.  Теперь  -  полощут мозги. Со страшной силой. Во весь опор
тенденциозности и во всю мощь вещательной сети.
   И  когда представители старшего поколения с сожалением говорят
о  том,  что  молодежь  не  читает газет и не смотрит ТВ-новости:
может  быть,  это  и  к  лучшему.  По  крайней  мере, в отношении
некоторых газет и телеканалов.

ПоНТ: ПОлитика Нового Типа

   Больше  дела,  меньше слов! Люди устали от болтовни, от пустых
обещаний.  У  них  на  самом  деле  нет  выбора,  хотя политики и
призывают  выбирать  (как  в  известной  песне  <Мы выбираем, нас
выбирают / Как это часто не совпадает...>)
   Чем  это  отличается  от  революционной  ситуации,  в  которой
<кризис  низов>  схлестывается  с <кризисом верхов>? Пассивностью
<низов>.  Ленью  что-либо  менять.  И неверием в возможность хоть
что-нибудь изменить.
   Элита  не  может  управлять  по-старому...  А народ - не хочет
жить  по-старому?  Да  похоже, что народ не хочет вообще ничего -
лишь  бы  не  трогали,  лишь  бы  хоть  видимость  стабильности и
порядка.  И потому, повторяя слова классика, народ безмолвствует.
И чем больше он молчит - тем больше болтовни и резонерства элиты.
Тем  больше обмана и очковтирательства представителей власти. Тем
больше дымовой завесы СМИ.
   Кто  еще  не  молчит,  кто  поднимает голос? Надеемся, что вы,
уважаемые читатели, присоединитесь к их числу.