Культура »
СМИ - наше психотронное оружие?
Психотронное оружие ЕСТЬ!
или
Средства массовой дезинформации!
Пациентов виртуального дурдома давно волнует вопрос:
существует ли пресловутое <психотронное оружие>? На этот вопрос
наши эксперты-психиатры отвечают уверенно: да, существует. Только
это не мифические <генераторы пси-излучения> или <излучатели
торсионных полей>. Это обычные газеты, журналы, радио- и
телеканалы.
Кому это оружие нужно и в чьих руках оно находится? Давайте
разберемся.
Мы все как будто бы находимся в тонущей (или даже
полузатопленной подлодке). И имеем все шансы повторить трагедию
<Курска> - на этот раз, в общенародном масштабе. Наша общая лодка
лежит на дне и в пробоины, взорванного террористами, корпуса
просачивается вода. За спиной у нас - ядерный реактор. И
положение ухудшается с каждым часом.
Все очень похоже. С одним только отличием. Большая часть
экипажа не догадывается об истинном положении вещей. Продолжает
думать, что мы по-прежнему движемся правильным курсом под
руководством опытного капитана. То, что атмосфера накаляется и
постепенно становится удушающей, мы не замечаем. То, что от
медленно накапливающегося избытка углекислого газа и недостатка
кислорода у многих членов команды съезжает крыша, списывается на
другие причины. И все как будто в порядке: вот только мелкие
случайные неполадки становятся помехами на пути бесперебойного
движения к намеченной цели...
Почему же мы - если не все, то по крайней мере, многие -
остаемся глухи и слепы к угрожающей нам реальной опасности? Ведь
мы, в отличие от настоящей аварийной подлодки, не отрезаны от
внешнего мира. Нас ослепляют и оглушают наши же заклятые друзья -
собственные СМИ. Они же масс-медиа. Они же - ОМП. Но не оружие
массового поражения (хотя чем-то похожи). А еще более важное в
современном информационном обществе Орудие Массовой Промывки
мозгов населения. Орудие власти - для ее собственного сохранения
и укрепления.
Цензурные ножницы
Посочувствуем нашим СМИ. В самом деле, положение их нынче
незавидно: это постоянное лавирование между двух камней, между
Сциллой и Харибдой двух цензур. Одна - формальная, со стороны
власти. Другая - неформальная, со стороны читателей. Откроешь
глаза публике на неприглядные стороны нашей действительности -
власть недовольна. Замалчиваешь <неприличные>, неудобные для
власти факты - читатель отворачивается.
Ведь по исконной традиции российской интеллигенции у нас
принято ругать власть (точнее, тихонько поругивать, уютно
расположившись в кругу приятелей на теплой кухне...) и сваливать
на нее все житейские проблемы.
Когда-то подобная тихая критика не выходила за пределы
диссидентских кружков и самиздатовских машинописных альманахов.
Во времена же недавние, с провозглашением свободы слова, она
бурной волной выплеснулась в российский эфир и на страницы
крупнейших отечественных газет. Мы на удивление быстро привыкли,
что так оно и должно быть. Но... времена меняются. И только мы
сами не торопимся меняться вместе с ними. И хотя никто официально
не отменял свободу слова, но тем не менее она исподволь,
незаметно то ли куда-то улетучилась, то ли уплыла в Лету.
Итог очевиден. В наши дни провозглашенное классиком: <Не могу
молчать!> сменяется новым: <Не могу читать!> Особенно официозные
газеты. Да и смотреть не могу. Особенно самые федеральные каналы
ТВ, которое стало политическим <лохотроном>. Где дискуссии <в
прямом эфире> идут в записи. И слушать не могу тоже.
ДЕ-политизированные радиостанции. Где на фоне музыкальной окрошки
в эфир пробиваются новости разве что из <светской хроники> (то
бишь очередных скандалов, устраиваемых эстрадными звездами) или
спорта.
Редакционную политику многих СМИ можно назвать не иначе, как
лакировкой действительности (выражение Ч.П.Сноу). То бишь
загримированным враньем. Или праздным пустословием. Говоря
по-русски, откровенно, многие сегодняшние публикации и
телепередачи - сплошные понты.
И это не случайно. Чем больше наше общество дрейфует в сторону
<вертикализации>, тем более явной становится свойственная
тоталитарному обществу тенденция <бегства от свободы> (Э.Фромм).
То бишь добровольный отказ от свободы. И <бегство> от свободы
слова - в том числе.
Вот почему средства массовой информации нередко выступают как
средства массовой дезинформации - выполняя <заказ> определенных
групп элиты. Что для нас очевидно. Как они это делают - вот в чем
вопрос.
Кулинарные рецепты СМИ, или промывка мозгов российских граждан
Когда невыгодную для <заказчиков> информацию нельзя скрыть -
как известно, шила в мешке не утаишь, особенно в век электронных
СМИ и интернета - происходит просто-напросто ее <забалтывание>. В
результате пустопорожнего говорения вокруг да около, даже
как-будто-правдиво-подобного... человек теряется в потоке
информации, в море слов. За деревьями не видит леса. Это в
отношении отдельно взятого индивида. В масштабах же общества в
целом происходит целенаправленное затуманивание массового
сознания. Очевидная цель которого - отвлечение от главного и
вместо этого переключение на второстепенное. Говоря по-русски,
<навести тень на плетень>. Занять сознание масс пустой болтовней
и отвлечь его от вещей поистине серьезных.
Еще один способ незаметно подсунуть народу идеологический
опиум - пресыщение информацией. Бесконечное повторение,
муссирование с незначительными вариациями одних и тех же тем.
Какую газету ни открой, какую кнопку телевизионного пульта ни
нажми - везде одно и то же. В итоге срабатывает эффект
<бумеранга>. Зритель, слушатель, читатель заявляет: <Я ничего не
хочу БОЛЬШЕ ЗНАТЬ об этом!> Вспомним строки Владимира
Владимировича (не ВВП, а Маяковского):
Слова у нас,
До важного самого,
В привычку входят,
Ветшают, как платье...
Кажется, что новостной гардероб, обветшавший благодаря
активному <изнашиванию> новостей, у нас настолько разбух, что уже
не помещается в тесный черепной комод.
Непричастному легче казаться умным
Еще один из излюбленных инструментов СМИ - опора на авторитет
самопровозглашенных экспертов. Есть у восточных народов мудрая
поговорка: <Ты такой умный, как моя жена потом>. Жена, которая
обвиняет мужа во всех совместных неудачах. И воспитывает. И учит
уму-разуму: <Вот как НАДО БЫЛО поступить>. (Пользуясь тем, что
несчастный подкаблучник и рта не смеет открыть, не то что
ответствовать: <А ТЫ ТОГДА где была, куда смотрела?>) Сопровождая
эпитетами в адрес неудачника: <Дурачина ты, простофиля...>
Впрочем, последнее уже не из фольклора, а из А.С.Пушкина, из его
бессмертной <Сказки о рыбаке...>. Известной нам с детства истории
о пожилом заслуженном труженике, жена которого, как мы помним,
так и осталась у разбитого корыта - в результате неадекватной
жизненной позиции, подобной вышеописанной.
Так же и многие наши СМИ. Которые путают <здесь и сейчас> и
<там и тогда>. Легко критиковать, объяснять чужие ошибки...
Гораздо легче, чем действовать, находясь в гуще событий. Чем
принимать ответственность на себя.
<Если бы Наполеон поступил так-то и так-то, он бы не потерпел
поражение при Ватерлоо...> Да, возможно. С высоты дня
сегодняшнего. Но где Наполеон и где мы? Критика ошибок полководца
справедлива для военных историков и для обучающихся в военных
академиях будущих стратегов - если они учатся на чужих ошибках,
ставших достоянием истории. Но отнюдь не может являться
основанием для того, чтобы требовать эксгумации Наполеона и
проведения публичной казни его останков за ущерб, нанесенный
французскому народу. То же касается и ревизии иных итогов
истории, уже отечественной (выноса тела Ленина из мавзолея...
предания суду Горбачева и Ельцина... пересмотра результатов
приватизации с конфискацией имущества Чубайса... возвращения
уворованной американцами Аляски, умыкнутого братьями-славянами
Крыма и т.п.)
Ловись, рыбка, в мутной воде
И наконец, самый добычливый способ ловли массового сознания -
забрасывание невода в мутной воде слухов и провокаций. Здесь мы
имеем в виду изощренную тактику СМИ, являющуюся подражанием
американской. Подобный механизм массовой промывки мозгов и
манипуляции общественным мнением, основанный на негласной
координации деятельности официозных (и приближенных к ним) СМИ
описан Дж.Брайсом. Его можно образно сравнить с ловлей рыбы
неводом: вначале сеть полностью развернута и закидывается в воду
широко (применительно к СМИ, чтобы охватить как можно больше
информационное пространство). Затем края ее сближаются, загоняя к
центру попавшую в плен живность, все ближе и ближе... и вот
трепещущая добыча уже вынимается из воды.
Таким же образом ловят добычу и СМИ. Вначале создается
видимость многообразия точек зрения, разноплановость мнений в
разных изданиях (невод для ловли мозгов заброшен). Наглядный
пример подобного мнимого разнообразия приводится <Русским
журналом> на примере отношения СМИ к трагедии в Беслане. Затем
постепенно в процессе псевдо-дискуссии, негласно управляемой
закулисным дирижером, крайние мнения отбрасываются или
замалчиваются (невод сужается). Постепенно альтернативные мнения
приводятся к одному, преобладающему. Читатель / зритель
убеждается: вот она, настоящая правда! Добытая благодаря свободе
слова, в затяжных изнурительных интеллектуальных баталиях. И
здесь у человека неминуемо срабатывает инстинктивный механизм
следования за большинством, стремления быть, <как все>, и думать,
<как все>. И - тут-то он и попался. Что и нужно было устроителям
пропагандистской кампании, умелым <промывателям мозгов>.
Если же какие-то СМИ выбиваются из стройного хора, из общей
партитуры, тут же раздаются в их адрес обвинения в
антипатриотизме, возмущенные возгласы об <информационной войне на
поражение собственного народа>. Хотя на деле все наоборот: не о
поражении надо говорить, а о прозрении. Правда - то, что
информационная война, хоть и необъявленная, все-таки идет. Но это
- война власти против собственного народа. Ее скромные полководцы
командуют не полками и дивизиями, а газетами и телеканалами.
Потому что, как справедливо замечает В.Карпенко, <главным из
искусств современной психологической войны является промывка
мозгов противников> (Россiя, 24.03.2003). Причем <промывают
мозги> нашим гражданам и свои СМИ, и чужие - западные. Раньше, в
приснопамятные времена холодной войны, <железного занавеса> и
<глушилок>, термин <промыв мозгов> для наших соотечественников
относился к вещанию западных радиостанций на русском языке
(памятные до сих пор <Голос Америки>, <Радио Свобода>). Хотя на
самом деле эти передачи, с трудом пробивавшиеся на старых
приемниках ВЭФ через заглушающий шум, во многом открывали наши
глаза. Теперь - полощут мозги. Со страшной силой. Во весь опор
тенденциозности и во всю мощь вещательной сети.
И когда представители старшего поколения с сожалением говорят
о том, что молодежь не читает газет и не смотрит ТВ-новости:
может быть, это и к лучшему. По крайней мере, в отношении
некоторых газет и телеканалов.
ПоНТ: ПОлитика Нового Типа
Больше дела, меньше слов! Люди устали от болтовни, от пустых
обещаний. У них на самом деле нет выбора, хотя политики и
призывают выбирать (как в известной песне <Мы выбираем, нас
выбирают / Как это часто не совпадает...>)
Чем это отличается от революционной ситуации, в которой
<кризис низов> схлестывается с <кризисом верхов>? Пассивностью
<низов>. Ленью что-либо менять. И неверием в возможность хоть
что-нибудь изменить.
Элита не может управлять по-старому... А народ - не хочет
жить по-старому? Да похоже, что народ не хочет вообще ничего -
лишь бы не трогали, лишь бы хоть видимость стабильности и
порядка. И потому, повторяя слова классика, народ безмолвствует.
И чем больше он молчит - тем больше болтовни и резонерства элиты.
Тем больше обмана и очковтирательства представителей власти. Тем
больше дымовой завесы СМИ.
Кто еще не молчит, кто поднимает голос? Надеемся, что вы,
уважаемые читатели, присоединитесь к их числу.