Р е л и г и я . . . и душевное здоровье человечества

Марк Сандомирский

Дзержинская газета - сентябрь 2006

   История, как известно, может повторяться, переходя из трагедии
в  фарс  и  обратно.  Свидетелями  подобного  повторения  в  мире
одинаковых  событий  на культурно-религиозной почве мы становимся
в  эти  дни.  Почти  год назад мировые СМИ обошел  "карикатурный"
скандал,  связанный   с  публикацией  в  датской прессе карикатур
на   пророка   Мухаммеда.   Конфликт,  связанный  с  оскорблением
религиозных  чувств верующих, вроде бы был погашен:  Совет Европы
официально  извинился перед миллионами мусульман, и в то же время
выразил   обеспокоенность  формами  проявления  их  недовольства.
Но  вот  события  недавних  дней  - возмущение мусульман словами,
произнесенными  Папой  римским, Бенедиктом XVI, в его выступлении
перед    австрийскими    студентами   и   относящимися   к   тому
же  вероучителю  ислама, Мохаммеду, который понтификом был назван
"бесчеловечным".  Пресс-служба Папы принесла извинения, объясняя,
что   понтифика  неправильно  поняли  -  это  всего  лишь  цитата
из высказывания забытого историей византийского императора.
   Но  можно  ли  считать  инцидент  исчерпанным?  На наш взгляд,
только  после  осмысления  его  глубинных  причин,  в том числе и
с  точки зрения современной науки о человеке.  И тогда повторение
кризиса оказывается не случайным, а закономерным. А все описанное
в целом предстает как крайне тревожный симптом.
   Причем  симптом  не  только в переносном, но и почти в прямом,
клиническом  смысле  -  как признак болезни. Сегодня человечество
серьезно   больно,  хотя  диагноз  его  болезни  и  нельзя  найти
в  медицинских  справочниках. Потому что оно хронически болеет...
цивилизацией   и  ее  последствиями.  Имеется  в  виду,  конечно,
цивилизация  западная  -  техническая,  или техногенная. Ведь как
известно,  изнанкой  всестороннего научно-технического прогресса,
расплатой  за  пользование благами общества массового потребления
является,  увы,  духовный  тупик. Именуемый ныне модным словечком
"бездуховность"  (или,  по  выражению Сергея Минаева, "духless".)
И  перерастающий  в  глобальный  и всеобъемлющий духовный кризис,
о котором сегодня во всеуслышание говорят известные представители
западной науки (сошлемся на Станислава и Кристину Гроф).
   Еще  одно печальное следствие "мнимого прогресса" - неуклонный
рост  распространенности  болезней,  связанных  с  неестественным
образом жизни, метко названных выдающимся физиологом Гансом Селье
"болезнями цивилизации". Болезней психосоматических, становящихся
поистине   бичом   современного   общества.   Болезней,   попытки
избавиться  от  которых  односторонне-лекарственным  способом все
больше  напоминают  ситуацию,  описанную  метким народным словом:
"одно лечим, другое калечим". Словом, общие проблемы человечества
усугубляются   -   потому  что  живет  оно  неправильно,  вступая
в противоречие с собственной природой.
   Об  этом мы писали еще в 2001 году в книге "Защита от стресса"
и  в  статье  "Просто мир сходит с ума", связывая многие проблемы
человечества  с  межкультурным  и  геополитическим расколом между
Востоком  и  Западом.  Расколом, происходящим в массовом сознании
и  названным  "политической  шизофренией"  по аналогии с подобным
расколом, имеющим место в индивидуальном сознании душевнобольного
человека.  К сожалению, и поставленный тогда диагноз, и сделанный
прогноз сегодня, спустя пять лет, подтверждаются.
   Напомним  вкратце,  что речь идет о столкновении двух культур,
двух   разных   образов  жизни  и  образов  мышления.  А  именно,
западного,  чрезмерно  рационального,  эмоционально выхолощенного
и   нередко  бездушного...  Верующего  напоказ  -  но  неверящего
по     существу.    И    восточного,    не    всегда    логичного
и     последовательного,     зато     более     непосредственного
и эмоционального. Верящего не в букву учения, а в его суть - хотя
и не всегда с полным знанием дела.
   Различие  этих двух образов мышления не случайно, ибо вытекает
оно  из  особенностей устройства  самой нервной системы человека.
Как   известно,   наш  мозг  состоит  из  двух  "половинок",  или
полушарий,  внешне  похожих,  как  две  капли  воды,  но  заметно
отличающихся   по   "характеру"   и  образу  мыслей.  Наша  левая
"половинка"  рассудительная  и  бесстрастно-логическая, правая же
- творческая и эмоционально-одухотворенная.
   Различия  способа мышления  "половинок" нашего мозга имеют как
положительную,  так  и  отрицательную  сторону.  В хорошем смысле
"правая"  и  "левая"  точки  зрения взаимно обогащают и дополняют
друг  друга.   В  негативном же смысле с их взаимным непониманием
и  упрямым  несогласием  связано возникновение душевных болезней.
Как болезней отдельно взятого человека, так и болезней общества.
   С описанными различиями в позитивном аспекте во многом связаны
и  различия культур: западная - преимущественно "левополушарная",
восточная  же в значительной мере опирается на правую "половинку"
мозга.  Кстати,  утверждения  об  особом, "срединном" пути России
основаны  во  многом на том, что она занимает срединное положение
между  Западом  и  Востоком - как в географическом аспекте, так и
в  культурном,  и  в историческом. Российский менталитет,  иногда
кажущийся  полярным,  сотканным  из  противоположностей,  как раз
и демонстрирует возможность сохранения хотя и хрупкого, но все же
равновесия между крайними позициями - "западной" и "восточной".
   Позициями,   различия   между   которыми  прослеживаются  даже
в  деталях.  Например,  не  случайно в западных языках люди пишут
слева направо, в восточных - справа налево или же иероглифически.
Тем  более,  прослеживаются  они в главном - в частности, в сфере
религии.  Например,  христианство,  особенно католицизм - религия
"левополушарного"  типа,  а ислам - "правополушарного".  Различия
эти  важны не только в плане духовного здоровья общества или даже
общественного   здоровья  в  плане  медицинском.  (Как  известно,
религия   во   многом  выполняет  роль  своего  рода  "лекарства"
от  упомянутой  неестественности  современного образа жизни.) Но,
как мы сегодня убеждаемся, еще и в плане политическом.
   И   хотя  религиозно-культурные  разногласия,  как   известно,
кем-то  разжигаются и подогреваются искусственно (в конце концов,
это  выгодно  в  первую  очередь  Западу  для поддержания "образа
врага")...  Но  при том описанные различия Востока и Запада вовсе
не  служат  проявлением  якобы  непримиримого,  не на жизнь, а на
смерть,   "конфликта  цивилзаций",  как  утверждает  американский
политолог  С.  Хантингтон (в угоду интересам нефтяных монополий).
В   описанных   разногласиях   в   значительной   мере   виновато
и  непонимание,  связанное с различием образа мышления, описанным
выше.  А раз так, то конфликт может быть устранен, как только его
участникам  удается  сделать шаг к взаимопониманию, шаг навстречу
принятию чужой точки зрения.
   Ведь  люди "левополушарной" и "правополушарной" культуры порой
просто-напросто   не  понимают  друг  друга.  Одни,  оскорбленные
в  своих религиозных чувствах, недоуменно возмущаются: "Как можно
такое  печатать..."  Или:  "Такое  нельзя  говорить!"  А  другие,
озабоченные  ущемлением  свободы слова,   возмущенно недоумевают:
"Как  можно запрещать такое печатать?.. И почему говорить об этом
нельзя?"   Одни  говорят  об  оскорблении имени Пророка. А другие
недоумевают: нас неправильно поняли...
   Кто  прав?  И  те,  и  другие  -  но  только каждый по-своему.
К  сожалению,  похоже, что они этого не понимают - так же, как не
понимают  друг  друга. А ведь путь к истине и согласию может быть
только  совместным.  Путь  мировых  религий  в эпоху глобализации
ведет  к  признанию  единого  Бога,  а  путь  мировых  культур  -
к  принятию  единых общечеловеческих ценностей. И лежит этот путь
к  объединению  и примирению крайних точек зрения через избегание
крайностей,  всегда  чреватых  нетерпимостью  и фанатизмом. Через
действительное   понимание,   через   гармонию   "левополушарной"
и  "правополушарной"  точек  зрения.  Гармонию,  для которой наши
"половинки" и предназначены изначально.