Культура »
Между "правыми" и "левыми": загадка "русской души
Между "правыми" и "левыми":
загадка "русской души" -
в ее физиологии?!
Марк Сандомирский
Из книги: "Защита от стресса", изданной в серии "Золотой
фонд психотерапии" (М.: Ин-т психотерапии, 2001)
Как отмечал К.Г. Юнг... понимание психологии развития
индивидуума открывает путь к пониманию причин психологического
развития народов. Более того, наблюдающийся в современном
обществе кризис политической организации (потеря доверия к власти
и отказ ей в поддержке, потеря веры в пропагандируемые ценности,
социальное отчуждение, пассивность и неверие в то, что личное
участие может повлиять на политический процесс), с одной стороны,
напрямую связан с кризисом личности (Шестопал Е.Б., 1988),
с человеческой психологией, которая не успевает перестроиться
в соответствии с быстро меняющимися условиями жизни (отражение
противоречия социальной эволюции и научно-технической революции).
С другой стороны, политический кризис сам порождает стрессы,
выливающиеся в итоге в психологические и медицинские проблемы;
не случайно в последнее десятилетие медики отмечают рост так
называемых социально-стрессовых расстройств (Александровский
Ю.А., 1997). С этим связано наше лирическое отступление - от
психологии индивидуальной к психологии коллективной.
Действительно, можно согласиться с мыслью Юнга о том, что
многие особенности материальной и духовной жизни как отдельного
человека, так и целых народов определяются своеобразием
их психологического склада, тесно связанным с особенностями
устройства нервной системы. Эти отличия хотя и не так разительны,
как цвет кожи и разрез глаз, но все же имеют место. В связи
с особенностями "национального характера" в первую очередь
необходимо отметить дихотомию "Восток-Запад", рассматриваемую,
в частности, как различие западного-рационалистического
и восточного (азиатского), или холистического, способов познания
мира (Дюмулен Г., 1994). В рамках этого сравнения типичный
"российский" психологический портрет, при всей его самобытности,
можно анализировать в противопоставлении "западному" и с учетом
близости к "восточному". Как писал Н. Бердяев, "западная душа
гораздо более рационализирована, чем русская душа" (см. Бердяев
Н., 2000). Дело в том, что психологический портрет типичного
обитателя Запада - с его приверженностью распорядку
и размеренности жизненного устройства, опорой на логику
и рационализмом, а по большому счету - несколько механистичной
организованностью духовной жизни и предсказуемостью поступков
- прямо противоположен чертам типичного восточного человека, его
загадочности и невозможности логического объяснения многих
поступков. В русской литературе, пожалуй, наиболее типичными
примерами могут послужить герои, вышедшие из-под пера Гончарова
- небезызвестный Обломов, как пример русского характера, и Штольц
- как пример человека западного склада. За время, прошедшее после
создания гончаровского романа, эти национально-психологические
черты не претерпели существенных изменений. Как считает ведущий
отечественный психотерапевт В.В. Макаров (2001), современная
российская "национальная черта - иррационализм: "Наша жизнь
- таинственный природный процесс", в ней "многое совершается,
исходя из принципов: "Мало ли что", "Как бы чего не вышло",
"А вдруг", "Авось да небось".
Вопрос происхождения западной рациональности и русского
иррационализма подробно рассмотрен В.А. Малышевым (1997). По его
мнению, в отличие от Запада, где все хорошо притерлось друг
к другу и человек привыкал делать узкий круг работ и не учился
адаптироваться к резко меняющимся условиям, для человека,
живущего в России, к которому жизнь зачастую предъявляла
неожиданные и нелогичные требования, наоборот, часто была
совершенно необходима особая, нестандартная способность
к адаптации. С этим нельзя не согласиться, особенно вспоминая
нашу недавнюю российскую жизнь середины - конца XX века, когда
даже в мелких вопросах быта рядовым гражданам приходилось
проявлять чудеса изворотливости. Еще более справедливо это для
современной России, в которой спектр жизненных проблем
переместился от мелко-бытовых к глобальным, или экзистенциальным.
По мнению И. Албеговой (1998), в 1990-е годы в нашей стране
большие массы людей регулярно оказывались в ситуации жизненного
кризиса, порождающей потерю смысла в жизни. Тем не менее основная
часть из них смогла достаточно успешно приспособиться к столь
резким жизненным переменам, причем проделала это неоднократно.
Отсюда, по мысли Малышева, - непредсказуемость и плохая
алгоритмизуемость русского человека (используя юнговскую
терминологию - иррациональность). Но отсюда же и открытость
общения, и "широта души", и... большая, чем у человека западного,
внушаемость. Западный человек, напротив, хорошо алгоритмизуем
(иными словами, рационален) - отсюда формализация жизни с ее
видимостью порядка, а одновременно - замкнутость, невнушаемость,
отстраненность и соблюдение дистанции между людьми.
А в целом оба набора психологических характеристик удивительно
близки, как заметил Р. Орнштейн, (1977), к известным описаниям
противоположных функций правого и левого полушарий головного
мозга, уже рассмотренных нами. Вкратце можно обобщить их,
сославшись на известное руководство С. Спрингер и Г. Дейча
(1983): механизм работы левого полушария - логический,
дискретный, формально-упорядоченный, словесно-оформленный;
правого же полушария - образный, аналогово-непрерывный,
невербальный, интуитивно-спонтанный. Откуда берутся эти
психолого-физиологические "полушарные" различия между большими
группами людей? По-видимому, это природное явление
многофакторного порядка. С одной стороны, в нем нельзя отрицать
роль наследственно-генетических механизмов. С другой стороны,
пальма первенства при этом принадлежит факторам
социально-культурного порядка, а именно влиянию культурного
окружения на восприимчивую психику ребенка, несомненно
воздействующему на процесс распределения ролей между полушариями
(латерализации) в растущем детском организме.
Какую связь имеют эти психолого-физиологические данные
с загадкой "русской души"?
Как географически, так и исторически сложившаяся роль России
как государства - это геополитический буфер между Востоком
и Западом. Отсюда и русская культура, ассимилировавшая многое
от своих соседей, носит в себе смешанные черты, роднящие ее как
с западной, так и с восточной культурой. В сравнении
с обезличенно-холодным, приземленным и бюрократически-лощеным
рационализмом Запада бросаются в глаза такие бесспорные черты
российской культуры, как ее духовная ориентированность, большая
человечность и эмоциональность (зачастую наивная) и в существенно
большей степени правополушарность. В то же время российская
культура является более рациональной, более левополушарной
по сравнению с традиционными собственно восточными культурами
(Япония, Китай). Последние могут рассматриваться как эталон
правополушарности с их иероглифическим письмом (опирающимся
на мозговые механизмы правого полушария и оказывающим мощнейшее
влияние на процесс социализации ребенка и латерализации мозга
в ходе возрастного развития), "правополушарными" эстетическими
воззрениями и социальными стереотипами, а также
"правополушарными" духовно-религиозными традициями (даосизм,
дзэн-буддизм).
Соответственно, усредненный психологический тип россиянина
характеризуется симбиозом рациональных и иррациональных черт, или
постоянным балансированием между лево- и правополушарными
чертами. Этот тонкий баланс, как и любое равновесие "на грани"
двух полярных противоположностей, является достаточно хрупким.
В терминах модной "теории катастроф" это аналог "неустойчивого
состояния системы", создающего основу для возможных резких
переходов из одного состояния в другое. Отсюда
и непредсказуемость движений мятущейся "русской души", описанных
в классической литературе (особенно у Достоевского), когда
человек долгое время, приспосабливаясь к общепринятому укладу
жизни и к давлению жизненных обстоятельств, придерживается
рационального, "левополушарного" стиля жизни. Но вот чаша
терпения переполнилась, и его душе, зажатой в тесных рамках
повседневности, стало в них тесно. В этот момент человек,
зачастую неожиданно для окружающих и необъяснимо с точки зрения
обычной логики и житейского здравого смысла, переходит к прямо
противоположному - иррациональному, "правополушарному" жизненному
стилю, совершая нелогичные, непредсказуемые, а то и необузданные
поступки - от подвига до злодеяния. Тем самым достигается
разрядка внутреннего психологического напряжения, или, пользуясь
словами известного в прошлом российского философа и политического
деятеля, "открывается клапан и выпускается пар", который иначе
неминуемо привел бы к внутреннему взрыву. Отсюда и парадокс
"русской души", заключающийся в противоречии ее внутренней
целостности и внешней противоречивости. Отсюда и известная
поэтическая строка: "умом [логическим. - Прим. наше] Россию
не понять". Состояние неудовлетворенности человека, мечущегося
между этими диаметральными противоположностями, мучимого
неопределенностью, невозможностью однозначного, раз и навсегда
определенного выбора между ними, составляет основу
духовно-психологических исканий многих героев русской литературы.
В то же время подобный компромиссный "третий путь", сочетающий
в себе положительные черты левополушарной и правополушарной
культуры, в определенной мере избавлен от их односторонних
- "однополушарных" недостатков. Особенно это касается западного
- рационального общества, на проблемах которого мы остановимся
подробнее. В нашем представлении рациональный, левополушарный
социум соответствует критериям так называемого депрессивного
сообщества (Eaton J.W., Weil R.J., 1955) с его высокими
и жесткими стандартами и требованиями к поведению индивида.
Общество, в котором правополушарное поведение (эмоциональность,
естественность, открытость) живет по законам так называемого
депрессивного сообщества, где подавляется открытое выражение
чувств, скрываемых за маской показного оптимизма и благополучия,
а естественные человеческие отношения уступают место душевной
черствости, бездушной расчетливости. Привыкнув скрывать свои
истинные чувства на людях, человек опасается проявлять их и
в личной жизни. Отсюда и кризис семьи и семейных ценностей
в современном западном обществе, и проблема всепроникающего
неизбывно-экзистенциального "публичного одиночества" его членов.
По мысли А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян (1999), в подобных
социальных условиях дефицит коммуникативной близости,
естественного общения между людьми приводит к затруднению
психологической переработки эмоций, к их соматизации и тем самым
способствует росту общего количества переживаемых отрицательных
эмоций в виде тоски (аккумулирующейся в состояние депрессии),
тревоги и страха, приводящих к паническим состояниям, а также
выливающихся в агрессивные проявления. (Подобные состояния
в некоторых обществах (например, США) начинают приобретать чуть
ли не характер психической эпидемии.) Те же самые механизмы,
описанные как синдром дефицита удовлетворения, подталкивают людей
к алкоголизму и наркомании. А в целом это есть не что иное, как
отражение духовного кризиса современного техногенного общества
(С. Гроф). Особенно пагубно сказывается отсутствие способности
к искреннему сочувствию, эмпатии на психическом развитии человека
в раннем возрасте. Европейские психотерапевты, по словам И. Кренц
(1999), явственно ощущают, что западная культура с ее культом
"успеха", спешкой и индивидуализмом представляется таким
социальным окружением, которое связано для ребенка с риском
эмоциональных расстройств в раннем возрасте; их груз он несет всю
последующую жизнь. Свидетельством этого служит постоянный рост
числа людей с подобными расстройствами, обращающихся
к психотерапевту. Проявляются же такие расстройства в форме
опасливого избегания эмоционального контакта и близости,
недоверия, депрессии, саморазрушительного поведения, одиночества
и изоляции.
Сходным образом по поводу западно-рационального
жизнеустройства с его стремлением к формализации мышления,
бездушностью и выхолащиванием человеческих отношений
высказывается исследователь психоанализа A.M. Руткевич (1996),
по мнению которого необходима "критичная оценка
интеллектуализации жизненного мира. Диктат фигур сознания
[шаблонных логических построений. - Прим. наше], вторжение
в жизненный мир знаковых систем приводят к образованию ложного
"Я". Идеально-всеобщие фигуры мышления подобны колониальной
власти, узурпирующей личную жизнь... И как невозможно дискурсивно
[словесно-логически] пересказать музыкальные или поэтические
произведения, так же мы не можем свести к языку науки
и экономико-технической рациональности наш жизненный мир в целом.
Человек душевно нищает, делается автоматом, реагирующим по схеме
"стимул - реакция" на воздействия пропаганды или рекламы".
Выдающийся российский философ В.В. Розанов писал: "Абстрактность
улучшенных форм и составляет могущество европейской цивилизации,
универсальность ее характера и всемирность ее устремлений.
Однако, будучи столь правильной в частях, она заключает что-то
ложное в своем целом... Духовное развитие, которое старается дать
нам государство и общество... всегда почти состоит в том, чтобы
нарушить цельность и органичность внутренней жизни". Противоречие
выхолащивающего личность влияния техногенной цивилизации
на индивида его духовным потребностям подчеркивается многими
авторами. Пожалуй, наиболее ярко подобные взгляды выразил А.Ю.
Савин (1994), говоря, что рационализированная "цивилизация
в своей нынешней форме находится в точке заката и исчезновения.
Ее холодность, бессердечность, торгашество... исключают
возможность подлинного выражения любви, идеальности
и возвышенности, ради которых и стоит жить". Причем механизмы
возможного распада цивилизации, ее деградации вследствие
односторонней, техногенной ориентации и бездуховности заложены
в ней же самой: "западная цивилизация "является уникальной
по сравнению с прочими видами цивилизации в том отношении, что
она убивает сама себя и делает это на пути баснословного
[научно-технического. -Прим. наше] прогресса" (Зиновьев А.,
2000).
Еще одна характерная черта свойственного Западу жизненного
уклада - чрезмерная интеллектуализация и прагматизация жизни
в ущерб духовности. По мнению К.Г. Юнга (1993), характерное для
западного жизненного стиля "отсутствие духовной ориентации
граничит... с психической анархией", в результате чего "против
него самоубийственно восстает его собственная душа". И мы всецело
согласны с выводом, к которому приходит этот выдающийся знаток
человеческой души: "Европейцу нужно возвращаться... к своей
собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного
человека" (Юнг К.Г., 1992, с. 42). В рационалистично-материальном
обществе, проникнутом культом потребления, происходит подмена
духовных потребностей материальными, тогда как на самом деле они
должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга. Известный
финансист и один из "столпов" американского общества Дж. Сорос
описывает это следующим образом: "У людей есть и другие
устремления, идущие дальше одного лишь материального достатка...
Похоже, что в западном обществе материальный интерес будет
преследоваться еще долго после того, как полностью будут
удовлетворены материальные потребности, потому что эта погоня
удовлетворяет [или скорее заменяет. - Прим. наше] потребность
в творчестве". В техногенном обществе все убыстряющийся темп
жизни и поток информации с телеэкранов, занимающий сознание
суетными сиюминутными проблемами, просто не оставляют человеку
времени по-настоящему задуматься об основах бытия, отвлекая его
от размышлений о смысле собственной жизни и создавая духовный
вакуум. Естественно, за подчинение своего природного естества
законам рационального жизнеустройства человеку приходится платить
высокую цену. По словам В.В. Малявина (1998), западная
ментальность подчиняет и духовную жизнь, и материальный мир
технологическому проекту "ценой неисцелимого раскола сознания".
Последнее сродни душевной болезни, своего рода "социальной
шизофрении": имеется в виду безэмоциональность и отстраненность,
бездушный формализм, возникающие вследствие подчинения эмоций
логике, подавления их естественного выражения, а также отсутствие
внутренней целостности, своеобразная расщепленность личности.
В подтверждение можно привести высказывание Ч. Брукса (1997),
который пишет, что западное общество больно "гамлетовской
болезнью мышления. Мы опираемся не на собственный опыт, а на
погребающее нас под собой наследие чужой концептуализации".
Из наших рассуждений можно сделать существенный вывод
- необходимо гармоничное сочетание "левополушарного"
и "правополушарного" жизненного стиля как для отдельного индивида
(эту задачу решают описываемые методики), так и для общества
в целом. С этой точки зрения "третий путь" - отечественный,
российский - открывает для человека, живущего в современной
техногенно-индустриальной культурной среде, выход из духовного
тупика, связанного с чрезмерной рационализацией всех сторон
западного образа жизни.