Культура » Диалог с читателями

Диалог с читателями

Еще раз о "правых" и "левых",
и о загадке "русской души" -
диалог с читателями


Марк Сандомирский

Из переписки с читателями


>Здравствуйте! Очень интересный, главное необычный (на фоне всей
> заурядной информации) взгляд на происходящее в умах людей. Но...
> Марк, вы либо знаете, но умалчиваете, и намеренно вводите в
> заблуждение людей относительно - цитата: "различие этих двух
> образов мышления не случайно, ибо оно вытекает из особенностей
> устройства самой нервной системы человека"... Либо сами не
> представляете себе, как формируется то или иное мышление.
> С уважением, Генриетта

 Уважаемая Генриетта!
    Спасибо,  что затронули  этот  вопрос - это  одна из тем наших
 исследований,  и  можно было бы рассказать  об этом подробнее для
 тех читателей,  для которых данная тема представит интерес.
    В первую очередь  подчеркнем:   в газетной статье  не обойтись
 без  некоторого  упрощения  научных  фактов.   Конечно,  мышление
 человека  устроено  крайне  сложно,  и описание его языком науки,
 современной  психологии и психофизиологии заняло бы много книжных
 томов  (при  том,  что до сих пор мы все еще знаем о человеческом
 мозге  меньше,  чем  НЕ  знаем  о  нем).  В  то  же  время, когда
 мы  переходим от индивидуального уровня описания к коллективному,
 от    психологии    индивида   к   психологии   масс,   некоторые
 закономерности проясняются и становятся самоочевидными.
    В частности,  это относится  к закономерностям  так называемой
 функциональной   асимметрии   мозга   человека  (работы  лауреата
 нобелевской  премии Р.Сперрй; в отечественной психологии - работы
 Н.Н.Доброхотовой  и  Т.А.Брагиной).  Применительно  к  социальной
 психологии  и  этнопсихологии  закономерности  описаны  в работах
 Р.Орнстейна,     Н.Херрманна,     М.Шалвен     и    др.    (одним
 из первоисточников которых, на наш взгляд, послужила бехтеревская
 "коллективная рефлексология")
    Подробный анализ влияния "левополушарного" и "правополушарного"
 образа   мышления  на  этнопсихологию и приведен в наших текстах
 и книгах (см. )

> Здравствуйте Марк!
> Я не говорю о сложности и не изученности мышления. Я имела в
> виду другое. И это очень важный вопрос!
> Снова цитата из вашей статьи: "различие этих двух образов
> мышления не случайно, ибо оно вытекает из особенностей
> устройства самой нервной системы человека". О каких
> особенностях идёт речь? Устройство нервной системы у всех
> Homo sapiens (если нет патологий) - одинаково!
> Мышление ребёнка (человека) формируется не из особенностей
> устройства нервной системы (подчёркиваю, устройство одинаково),
> а той информации, которая окружает человека с рождения, и
> способа мышления людей, которые его воспитывают, с ним общаются.
> Модель мира и образ мышления закладываются с детства.
> В данном случае речь идёт о наполнении "сосуда" либо "живой водой",
> либо болотной.
> С уважением, Генриетта
 
Уважаемая Генриетта!
Вы пишете:

> В данном случае речь идёт о наполнении "сосуда" /то есть
> сознания человека - прим.мое/ либо "живой водой", либо
> болотной.

   Я с вами в этом  согласен,  но речь идет  как раз  о том,  что
же  может  помешать  "сосуду"  наполниться "живой водой". Давайте
продолжим   ваше   образное  сравнение:  представьте  себе  сосуд
"восточного  типа",  с  носиком и ручкой (если не ошибаюсь, он на
Востоке  именуется  "кумган").  А  теперь  представьте, что узкое
горлышко  кувшина  запечатано  (система  догматических взглядов).
Можно  его  наполнит  через  носик  -  но "конструкция" настолько
запутана,  что  мы ошибочно принимаем носик кувшина за его ручку,
и  наоборот.  В итоге попытки наполнить кувшин даже "живой водой"
ни  к  чему  не  приводят  -  все расплескивается... А содержимое
кувшина застаивается и становится "болотным"
   Примерно то же  происходит  в  международном  диалоге культур,
когда  Запад  (например,  США)  пытается  объясняться с Востоком.
Причина  непонимания  кроется  глубже языковых различий. Это - не
только  различие  взглядов,  ценностей,  моральных  норм. Это еще
и   различие  самого  устройства  мышления.  Возникает  конфликт,
кажущийся непримиримым - и на культурной, и на религиозной почве,
и  даже  на военно-политической (известные события в Ираке, Иране
и   проч.)   И   тут,   увы,   никакие  дипломаты  и  переводчики
не помогут...
   Исследования же приводят к пониманию,  что  описанные различия
ментальности   Запада   и  Востока  связаны  еще  и  с  некоторым
различием,   если   сказать   просто,   работы  мозга.  Различием
не   генетическим,   а   культурно  обусловленным  -  возникающим
в    процессе   развития   ребенка,   его   обучения,   влияющего
на   формирование   мозга.  Страны  Востока  с  "правополушарной"
культурой  (письмо  справа налево, или тем более иероглифическое)
приводят  к  более "правополушарной" работе мозга людей, выросших
в соответствующей стране и соответствующей культуре.

И когда вы пишете:
> Устройство нервной системы у всех Homo sapiens (если нет
> патологий) - одинаково!

  - то с этим как раз я не могу согласиться.  Вы правы в том, что
у  всех  людей  одинаковый  общий план строения нервной системы -
в  конце  концов, так же, как у всех здоровых людей две руки, две
ноги, одна голова... Но в пределах этой общей анатомической схемы
есть и значительные индивидуальные различия. У кого-то рост - под
2  м,  а  у кого-то "метр с кепкой". Соответственно в жизни у них
будет  разная  психология,  разный  взгляд  на вещи. Один смотрит
на  мир свысока, сверху вниз, снисходительно... Другой, напротив,
старается  доказать,  что  хотя  он  от  природы обречен смотреть
на  окружающих  "снизу  вверх",  но на самом деле он выше прочих,
"круче".  богаче, умнее и т.п. Так возникает известный психологам
и   историкам   "синдром  Наполеона":  как  известно,  в  детстве
выдающийся полководец был маленького росточка, другие детишки его
обижали.  Вот  и  возмечтал  он  возвыситсья..  что  и осуществил
во  взрослой  жизни.  (Впрочем,  к  такому  же  типу принадлежали
маленькие  ростом  А.В.Суворов,  И.В.Сталин, Ч.Чаплин...) Т.Обр.,
особенности  строения  организма  человека  могут  влиять  на его
психологию, на его поведение.
   Но это - внешне проявляющиеся  и  явно  бросающиеся   в  глаза
особенности.  А бывают еще индивидуальные особенности внутренние,
осоебнности  строения  и  работы  мозга.  Незаметные снаружи - но
влияющие  на  жизнь  и  деятельность  человека. Такие особенности
могут  возникать,  когда  человек  с  детства  занят определенной
деятельностью.   Вот   установленный  наукой  факт:  у  человека,
с детства занятого игрой на скрипке, площадь зон мозга, связанных
с   пальцами,   которые   держат   смычок,  намного  больше,  чем
у "не-скрипачей".
   И когда человек с детства живет  в "правополушарной" культуре,
его   мозг  усваивает  соответствующий  эмоциональный,  образный,
парадоксально-нелогичный    образ    мышления.    Перестраивается
по  "правому"  типу - не в смысле правоты, а в смысле пробладания
правой   "половинки"   мозга.  это  накладывает  отпечаток  и  на
ментальность.
    Понимание этих закономерностей  может помочь диалогу культур, 
помочь вылить  из "сосуда"  застойную "болотную" воду и заполнить
сосуд "живой" водой.